Да-да, не удивляйтесь. Больше века, а именно 102 года одесский клинический санаторий «Лермонтовский» занимается реабилитацией (восстановлением) пациентов, которые перенесли острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, пострадали от травм и ранений.
Составляющие восстановления
Те, кто создавал здравницу, подходили к делу со всей серьезностью и размахом. Они понимали, что дарованный природой мягкий климат приморского города настоятельно рекомендует использовать это благо для лечения людей. Вот что писали о широчайших возможностях «Лермонтовского» в далеком 1915 году: «В распоряжении курорта есть следующие лечебные факторы: гидропатическое заведение, электрические (четырехкамерные), электросветовые (белый, синий, красный цвет, дуговые фонари), паровые и воздушные ванны, кабинеты для массажа – ручного и вибрационного, кабинеты для электризации (гальванический, фарадический токи, Д’Арсанваль, термопенетрация (диатермия), углекислые, железоуглекислые, кислородные, морские, радиогенные ванны, местные грязи одесских лиманов, киоск для питья минеральных вод нормальной температуры».
Есть в санатории и уникальный, до сих пор работающий кабинет механотерапии (лечения через движение) с двадцатью аппаратами Густава Цандера. Изобретенные в середине XIX века, они стали прообразами нынешних навороченных тренажеров, до сих пор во многом не уступая и даже превосходя их по глубине и тонкости воздействия на человеческий организм.
За свою вековую историю «Лермонтовский» пережил немало трагических страниц. В гражданскую и Великую Отечественную на его территории размещались военные госпитали, приют для голодающих детей. Санаторий нес потери, но вновь и вновь возрождался. Наверное, за него постоянно молились создатели, сотрудники и, конечно же, возвращенные к нормальной жизни люди, которым «Лермонтовский» подарил самое главное – надежду, веру, что они еще не все успели сделать и сдаваться, отчаиваться им рано. Многочисленные ангелы-хранители сберегли курорт в периоды самых сложных испытаний.
Но оказалось, что главные бои за свое существование здравнице предстоит вести с чиновниками, с завидной регулярностью придумывающими так называемые «инвестиционные проекты», чтобы потом, под предлогом невыполнения санаторием взятых на себя обязательств, превратиться в его реальных хозяев.
Последний конфликт возник полтора года назад с Министерством юстиции. Сначала он принял «мягкую» форму, так как говорилось о необходимости по-спонсорски помочь здравнице и сделать это никто, кроме Минюста, не мог. Потом, когда первоначальная формулировка не сработала, министерство пошло в атаку, направив коллективу судебное решение о выселении «Лермонтовского» с занимаемой им территории.
Возможно, кто-то на этом этапе сдался бы. Но сотрудники здравницы уже настолько закалились в боях с многочисленными претендентами на лакомую территорию у моря, что сразу заняли эшелонированную оборону и настроились отстаивать «Лермонтовский» до победы. Иного варианта здесь никто и не рассматривал.
На сегодняшний день санаторию удалось выиграть два суда: первый отменил право собственности, выданное Минюстом самому себе, второй доказал незаконность притязаний министерства на движимое имущество «Лермонтовского». Конечно, чиновники не согласятся с перспективами не построить личные коттеджи в прибрежной зоне, будут подавать апелляции, изыскивая новые лазейки для того, чтобы отобрать санаторий и у коллектива, и у отдыхающих. Понимая это, не успокаивается и «Лермонтовский»: сотрудники курорта собираются обращаться в Европейский суд.
С мыслями о реабилитационном центре
Удивительно, как, не получая государственной поддержки и отражая постоянные попытки выселения, здравница сохранила весь свой потенциал и предлагает новое применение огромному опыту и знаниям своих сотрудников.
С появлением переселенцев и раненых из зоны АТО, а особенно тогда, когда государство начало говорить о выделении средств на реабилитацию последних, как грибы после дождя стали появляться всевозможные центры реабилитации. Поражало то, что создавали их даже там, где никогда не занимались вопросами восстановительного лечения.
– Реабилитация людей, пострадавших в результате боевых действий, – процесс сложный и длительный, – говорит директор «Лермонтовского» Дмитрий Антипов. – Он включает в себя медицинские процедуры, а также работу с психологом и дальнейшую социальную адаптацию. Очень важно, чтобы человек, который побывал на войне, затем нашел себя в мирной жизни.
Во всем мире сегодня делают акцент на ранней реабилитации: из стационара, где оказывали специализированную помощь, пострадавший должен как можно скорее попасть туда, где будет обеспечено восстановление организма. Такой подход позволяет в четыре раза снизить уровень инвалидизации, а значит, значительно большему числу людей вернуть трудоспособность.
Заниматься реабилитацией надо профессионально, чтобы еще больше не усугубить состояние человека. Учитывая наш огромный опыт, мы открыли отделение реабилитации воинов АТО и отделение натуральной медицины. Начиная с 2014 года помощь в нем получили более 600 пострадавших. Были люди, которых привозили сюда на носилках, некоторые с трудом передвигались на костылях. Пройденный курс позволял им уйти из санатория уже без посторонней помощи, с твердой уверенностью, что обузой для родных и близких они не будут.
Надо сказать, что возможности санатория гораздо больше нынешней загрузки: ежегодно пройти комплексную, грамотную реабилитацию здесь могут три тысячи человек. Потому «Лермонтовский» и выступил с инициативой создания на его базе регионального реабилитационного центра для воинов АТО и вынужденных переселенцев.
К сказанному Дмитрием Игоревичем стоит добавить, что на последней сессии областного совета шла речь о создании реабилитационного центра для воинов АТО на базе госпиталя ветеранов войны на 15-й станции Большого Фонтана. Там, по мнению специалистов, может быть оказана лечебная помощь, а вот восстановление действительно наиболее эффективным было бы в условиях санатория. И «Лермонтовский» для этих целей подходит как нельзя лучше. Остается надеяться, что такое совместное решение областного совета и санатория о создании двухступенчатой системы реабилитации будет принято в самое ближайшее время.
P.S. Пока материал готовился к печати, санаторий отбил еще две попытки рейдерского захвата. А на сессии Одесского горсовета было принято обращение в Верховную Раду и Генпрокуратуру с просьбой разобраться в конфликте и сохранить здравницу.

























