В канун Рождества, на Святой вечер, 6 января 1938 года, появился на свет украинский поэт Василь Стус. Как говорят святые отцы, родиться на Святой вечер – это милость Божья, счастье. Но кому многое дано, с того много и спросится. И Василь Стус не стал исключением.
Он был четвертым ребенком в семье зажиточного крестьянина, проживавшей на Виннитчине. Спасаясь от притеснений как семья «кулаков», Стусы, подобно тысячам «беглых» селян, подались на Донбасс – в Сталино (нынешний Донецк), где им пришлось все начинать с нуля. «Все детство мое было с тачкой, – вспоминал Василь Стус. – То везли картошку с поля, то возил уголь, собранный на терриконе. Тяжело – жилы чуть не лопались. А должен толкать тачку...». В 16 лет Василь окончил школу с серебряной медалью и без экзаменов поступил на украинское отделение Сталинского пединститута, позже Донецкого университета. Самостоятельно выучил латынь. Хорошо знал немецкий: читал Гейне в оригинале, без словаря. А отвечал только на родном украинском языке. «Моя мова – мамина», – говорил он близким друзьям.
Свое будущее Василь Стус связывал с литературой. И когда в Горловке ему предложили вступить в партию с перспективой стать директором школы, он отказался. В период службы в армии издаются его первые поэтические публикации в киевской «Літературній газеті», вскоре переименованной в «Літературну Україну». В 1963 году Василь Стус поступает в аспирантуру Киевского Института литературы им. Т.Г. Шевченко, где входит в круг украинских шестидесятников. В это же время знакомится с Валентиной Попелюх – своей любовью и будущей женой, она же становится и первой слушательницей его стихов. Именно ей он посвятил свои лучшие неполитические стихи.
Стусу было 27 лет, когда его жизнь круто изменилась. Четвертого сентября 1965 года в столичном кинотеатре «Украина» состоялась премьера фильма Сергея Параджанова «Тіні забутих предків». Премьера вылилась в акцию протеста против арестов, начавшихся в среде украинской интеллигенции. В сохранившейся объяснительной записке аспиранта Стуса есть слова «Я не міг стерпіти. Я не міг мовчати!» Из аспирантуры его сразу же исключили, и он был вынужден устроиться кочегаром. Потом пришлось работать формовщиком в литейном цехе и проходчиком на руднике, а стихи писал в свободное от работы время.
Стус публично обвинял КГБ в преследованиии и убийстве диссидентов, был одним из тех, кто подписал «Письмо-протест 139-ти» – открытое послание Брежневу с требованием прекратить травлю несогласных, судебные процессы над ними. Открыто выступал за демократию и против реставрации культа личности, защищал творческую интеллигенцию.
В 1972 году Стус вместе с другими диссидентами был арестован и осужден на пять лет лагерей в Мордовии и два года ссылки по статье «Антисоветская агитация и пропаганда». Оттуда он еще мог посылать стихи в письмах: записывал их сплошной строкой и заменял (для цензуры) отдельные слова похожими по звучанию: «тюрма – юрма; Україна – Батьківщина...». Вернувшись в Киев в августе 1979 года, Василь Стус вступает в Украинский Хельсинский союз. Спустя полгода он снова был арестован. Проходил по делу уже как «особо опасный рецидивист». В адвокаты ему был назначен ныне хорошо известный Виктор Медведчук, в те времена еще молодой юрист. в дальнейшем от его услуг Стус отказался. Приговор поэту был вынесен без присутствия обвиняемого. Стус из зала суда был удален. Ему дали 10 лет лагерей усиленного режима и пять лет ссылки. Первое время он много писал, однако позже администрация тюрьмы запретила поэту высылать рукописи близким.
В обращении академика Сахарова к руководителям стран – участниц Хельсинского акта говорилось: «1980 год ознаменовался в нашей стране многими несправедливыми приговорами и преследованиями правозащитников. Но даже на этом трагическом фоне приговор украинскому поэту Василию Стусу выделяется своей бесчеловечностью. Жизнь человека ломается без остатка – как расплата за элементарную порядочность и нонконформизм, за верность своим убеждениям, своему «Я»... Приговор Стусу должен быть отменен...».
Четвертого сентября 1985 года, ровно через двадцать лет после акции протеста в кинотеатре «Украина», Василь Стус умирает в карцере лагеря. Накануне, уходя в карцер, Василь сказал своему сокамернику Леониду Бородину, что объявляет сухую (без воды) голодовку, – вспоминает бывший политзаключенный, правозащитник Василий Овсиенко. «Какую?» – спросил Бородин. – «До конца». Это означало – до тех пор, пока с него не снимут лживые обвинения...
Поэта, ушедшего из жизни в 47 лет, спешно похоронили в селе Кучино Пермской области. На колышке с табличкой имя не указывалось, значилась только цифра 9.
Почти невозможно было представить, что спустя четыре года прах Василя Стуса будет перевезен в Киев и на Байково кладбище придут десятки тысяч людей. Как и то, что у безымянного зэка, похороненного под номером 9, после смерти выйдут девять томов произведений. И произойдет чудо посмертной встречи поэта с читателями...
В 1990 году Стус был посмертно реабилитирован. В память о нем одесситы назвали одну из улиц в районе Савицкого парка.


























