Продолжая дело отца

В прежние времена родители старались как можно дольше скрывать то, что кто-то из их детей является наркоманом. Открытое признание подобного факта могло поставить крест на их карьере, лишить права заниматься профессиональной деятельностью, на многие годы, а порой и навсегда, отделить полосой отчуждения от друзей и родственников. 

Все это на чаше житейских весов зачастую перевешивало. И на второй план уходили судьба и даже жизнь ребенка, обратный отсчет времени которой уже был запущен жестокими законами мира наркотиков. 

Некоторые родители оказывались настолько бессильными перед сложившейся ситуацией, что полностью вычеркивали ребенка из своей жизни, оставляя его один на один с проблемой. Другие, дабы избежать тюрьмы, снабжали деньгами на зелье. Но, по сути, каждый из них лишь способствовал усилению зависимости и приближал момент смерти ребенка. 

Управделами Суворовской райадминистрации Юрий Павлович Сливинский оказался человеком очень сильным и мудрым. Когда он узнал, что его сын Александр ходит по округе и просит одолжить ему, сыну уважаемого чиновника, денег, обошел все предприятия и фирмы, куда обращался Александр, и предупредил: наркоману денег не давать, а сразу вызывать милицию. Ради спасения сына он не побоялся ни осуждения окружающих, ни возможного злорадства коллег – мол, семья интеллигентов, а сын…

Тогда, в конце 90-х, когда наркомания уже достаточно быстро распространялась в молодежной среде, еще не было большого количества специализированных центров, использующих немедикаментозные методы реабилитации. Основными путями борьбы с пагубной зависимостью оставались лекарственная детоксикация и кодирование. Последний метод был на Александре испробован, но, правда, безуспешно. Сразу после кодирования, едва выйдя из лечебного учреждения, он тут же снова укололся.

Рискну предположить, что Юрий Павлович Сливинский очень хорошо знал своего сына. Потому понимал, что если и есть шанс спасти его, то только методом психологического воздействия, делая акцент на ценности человеческой жизни, которая, к сожалению, для наркомана таковой не является. 

Размышления о своем сыне и других молодых людях, ставших жертвами тяжелых наркотиков, привели его к идее создания благотворительного фонда «Оазис», где наркоманы, справившиеся с проблемой, помогают пройти этот путь тем, кто твердо решил не употреблять наркотики.

В основу работы была положена идея американского психолога Фрэнка Пьюселика, который создал и апробировал аналогичную систему раньше. Ее суть проста: наркоманы живут в сообществе себе подобных, тех, кто пожелал справиться с пагубной зависимостью, практически без средств коммуникации – мобильных телефонов, интернета, переосмысливая все, что происходило в их жизни. Здесь они проходят психологические тренинги, работают, готовят еду и обустраивают быт. Затем, если коллектив (так называемый дом) примет решение, что проблему человек решил, он возвращается к обычной жизни. И только от него зависит, вернется ли он к старым привычкам и компаниям.

Сегодня Александр Сливинский сменил отца на посту руководителя БФ «Оазис». Фонду уже 15 лет. Начиналось все в пгт Лиманском Раздельнянского района с нуля. И в возведении стен будущего реабилитационного центра участвовали те, кто с его помощью надеялся вернуться к нормальной жизни. Александр не стесняется говорить о том, что на протяжении пяти лет принимал тяжелые наркотики. С горечью осознает, что тот темный период его жизни ускорил уход родителей – мамы не стало, когда ей было всего 48 лет. Через 8 месяцев после ее смерти, в возрасте 52 лет, не стало и отца. Они по-настоящему любили друг друга. И уход одного внес в жизнь другого вселенское, невыносимое одиночество…

– Родители должны правильно относиться к проблеме ребенка, жалость к наркоману губительна, – говорит Александр. – Плохи как тотальная опека, так и потакания. Если уже все выносит из дома, пропадает надолго, нужно остановить это падение вниз – лишить средств на наркотики, ужать рамки возможных действий, положить в клинику. Когда немного придет в себя, можно начинать разговор о реабилитации. 

К сожалению, многие родители жалеют своих детей, снабжают средствами. И я не стесняясь говорю, что таким образом они вбивают первый гвоздь в гроб своего ребенка.

Надо сказать, что система, которая выстроена в «Оазисе», рассчитана на полтора-два года. 

Первые 30 дней новичок находится под постоянным присмотром «старшего брата», который сообщает о его состоянии консультантам и персоналу. На 21-й день коллектив обсуждает личность новичка, высказывает к нему свои претензии. На 31-й день новичок выступает с речью, посвященной его видению своей дальнейшей жизни. После этого его либо принимают, либо не принимают в дом. Причем условия весьма жесткие: если два человека против, даются две недели на исправление недостатков. Если три против, кандидат на вхождение в дом уходит. Так делается первый шаг на пути к социализации: человек должен осознать, что живет в мире не один, и многое в его жизни зависит также от окружающих. 

«Книга познания», в которую записывают замечания (их надо обязательно исправлять), сопровождает подопечного центра и потом. Лишь на третьей стадии реабилитации ему разрешают иногда отлучаться из центра. На четвертой – дают право найти работу и составить план на год. И, наконец, выпускники (их более 50-ти) решают, достоин ли человек, прошедший курс реабилитации, называться выпускником. 

За 15 лет существования фонда через него прошли более 500 человек. Выпускниками, которые полностью вернули свою жизнь под контроль, стали порядка пятидесяти человек. Еще 40 просто прошли программу и тоже не употребляют наркотики.

Центр рассчитан на 32 человека. Сегодня на реабилитации находятся 13. Поскольку программа возвращения к нормальной жизни сложная и продолжительная, заниматься одновременно большим количеством людей непросто. Все фактически держится на Александре и его жене. Она тоже раньше была наркозависимой, и помощь другим стала для них семейным делом. 

Во времена президентства Виктора Ющенко Александр с отцом дошли до самых высоких инстанций в Киеве с предложением создать на базе одесского центра постоянно действующий обучающий семинар. По их подсчетам, реабилитационных центров должно быть порядка десяти в нашей области, и около ста – по всей Украине. Но инициатива не была поддержана. Она по-прежнему держится на людях, которым небезразлична судьба наркоманов. Так, один из выпускников «Оазиса» и подопечных Александра Сливинского – Борис Маслюк – открыл аналогичную структуру в поселке НАТИ.

Полтора десятилетия работы показали, что возвращение к нормальной жизни происходит гораздо раньше, чем человек заканчивает прохождение самой программы реабилитации. Так, в Лиманском подопечные центра уже давно стали надежными помощниками местной громады: заботятся о стариках, возвели часовенку на подворье местного храма, сейчас участвуют в строительстве стадиона. Им нужна еще большая поддержка окружающих, чтобы уверенно становиться на ноги в новой жизни, где не будет места наркотикам. А это уже серьезный экзамен для социума: превращается он в гражданское общество или остается собранием изолированных индивидуумов, для которых личные интересы – превыше всего.

Выпуск: 

Схожі статті