Почему забыта «социалка»

Пять лет назад, когда принимался Закон «О морских портах Украины», в Одесском порту работало две с половиной тысячи человек, но за эти годы общая численность работающих сократилась на 300 человек.

Действительно, в последнее время проблема сохранения рабочих мест и защита социальных интересов портовиков особенно актуальна. Причем чаще всего речь идет о наиболее важных для предприятия в плане экономической доходности подразделениях. Поэтому не удивительно, что уходящий год выдался для профсоюзной организации порта и его председателя Владимира Зайкова особенно трудным. 

В частности, возникли проблемы в функционировании портового флота. Портофлот – это производственное подразделение, которое сегодня дает основной доход госпредприятию «Одесский морской торговый порт», ежегодно принося порядка 400 миллионов гривень. Но в этом году начали выполнять проводку судов буксиры частной компании «Экофлот» и, соответственно, они вдвое сократили доходы портовиков по данной статье портовых услуг, а это отражается и на их заработке. И хотя по законодательству все правильно и сделано из благих побуждений с целью создания здоровой конкуренции на рынке буксирных работ, вопрос в том, что соответствующего уровня подготовки, который имеется у экипажей портофлота, где работают специалисты-профессионалы, обеспечивающие безопасность мореплавания в акватории порта, постановки судов к причалам и гарантирующие высокое качество выполняемых операций, в частной компании, по убеждению проф­союзного лидера, нет.

Буксирное «двоевластие» приводит к оттоку профессиональных кадров и, безусловно, сокращению рабочих мест, поскольку более половины объема буксировки частная фирма взяла на себя. Конечно, без дела люди не сидят: руководство находит им работу в Черноморске, других портах, но прежний объем, конечно, этим не восполнить.

Второй проблемный вопрос связан с судьбой другого важного подразделения – Отряда охраны Одесского порта. Сейчас АМПУ рассматривает вопрос передачи службы в частные руки. И здесь задача профсоюза – найти золотую середину, потому что АМПУ борется за сокращение расходов, а профком – с сокращением рабочих мест и за сохранение действующего социального пакета для портовиков. 

Конечно, если придет частная компания, порт, безусловно, заключит с ней соглашение, в котором будут оговорены все социальные гарантии работников. А это сохранение рабочих мест, зарплаты, мораторий на увольнения и т.п. В Отряде охраны порта около 125 человек, поэтому речь не только о сотнях (с учетом членов семей портовиков) людей, но и судьбе такого градообразующего предприятия, как Одесский морской торговый порт.

По мнению профсоюзного лидера, надо не сокращать, а увеличивать количество рабочих мест. А для этого необходимо внедрять новые технологии, привлекать инвестиции для укрепления и развития предприятия и в целом морской отрасли. По словам Владимира Зайкова, в этом с профсоюзом солидарны оба руководителя предприятия – начальник филиала АМПУ в Одесском порту Игорь Ткачук и директор ГП «ОМТП» Виктор Слободянюк.

Напомним, что в начале года Одесский порт лихорадило от многочисленных проверок. Игорь Ткачук, тогда только возглавивший предприятие, поломал ряд «черных» коррупционных схем, и вырученные в результате этого средства пошли на повышение зарплаты работников. Она возросла на пятьдесят процентов. Портовикам ежемесячно выдавался еще один оклад на погашение коммунальных расходов. А это сегодня для людей немаловажно.

И еще об одной, застарелой проблеме – состоянии и будущем социальной инфраструктуры порта.

База отдыха портовиков в Чабанке еще не так давно была одной из самых современных в морской отрасли. Другой, расположенный по соседству объект – Аквапарк, – частично строился на средства профсоюзного комитета порта. Политика же Мининфраструктуры сегодня направлена на то, чтобы предприятия морского транспорта «освобож­дались» от всех непрофильных объектов – и преж­де всего «социалки». С этим проф­союзы никак не могут сог­ласиться, потому что порты строили базы отдыха для того, чтобы оздоровить своих работников.

Профсоюзный лидер порта привел пример. Несколько лет назад в Аквапарке начали делать ремонт, подобрали компанию. Предприятие вложило немало финансов, и оставалось выполнить буквально 10% ремонтных работ. Но когда тогдашний директор порта Геннадий Жуков поехал в Киев на защиту финансового плана, экс-премьер Арсений Яценюк категорически запретил продолжать финансирование Аквапарка, и предприятие не только понесло убытки, но и осталось без хорошей статьи дохода. Поэтому трудно не согласиться с В. Зайковым в том, что сегодня, когда мы лишились Крыма и большинство отдыхающих приезжает в Одессу, а у порта уникальный и в отличие от других – крытый Аквапарк, который может функционировать круглый год, грех не использовать эти возможности.

Непрофильные объекты могут давать прибыль порту, только надо ими нормально распорядиться, как следует эксплуатировать. Здесь и портовики могут поправлять свое здоровье, а кроме того, такие объекты могут оказывать услуги и сторонним организациям. Вроде бы Министерство инфраструктуры согласно с доводами профсоюзного лидера, но вопрос по-прежнему не решается. 

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті