…9 мая под окнами обычной одесской пятиэтажки звучали знакомые мелодии. «Прощание славянки». «День победы». И та, из «Белорусского вокзала», про «десятый наш десантный батальон». Их исполнял духовой оркестр. Так в прошлом году военные моряки решили по-особому поздравить с Днем Победы нашего легендарного земляка Ивана Тимофеевича Кулибабу.
«Что бы в те праздничные дни не рапортовали про Одессу, все репортажи перебила простая история искренней памяти. По инициативе офицеров командования ВМСУ духовой оркестр приветствовал ветерана-морпеха под его балконом. Иван Трофимович, который последнее время почти не вставал, под первые звуки марша вышел на балкон прямо в «рябчике», как лежал. Родные успели надеть на него теплый гольф, а потом быстро донесли китель. Он немного нервничал, пока не принесли его фуражку. Так он стоял в свои почти 98 лет, и его лично приветствовали те, кто вышел из Крыма в 2014 году и не имеют балконов. А он стоял и отдавал им честь и немного нервничал, что не сразу нашлась фуражка», – вспоминает Алена Сывак, принимавшая участие в чествовании ветерана.
Видео, которое снимали во время поздравления, попало в интернет и набрало почти миллион просмотров.
Об этом событии и о легендарном ветеране рассказал полковник запаса, ветеран флота, активист общественной организации «Ветераны Военно-Морских Сил Украины» Олег Станиславович Найда:
– В 2014 году, после аннексии Россией Крыма и Севастополя, база ВМС Украины была передислоцирована в Одессу. После выхода из Крыма мы оставили там много важного и дорогого. И это не только семьи, гарнизоны, друзья, но и ветераны, над которыми мы шефствовали во всех городах полуострова. Они были закреплены за каждой частью и за каждым подразделением. Я был зам главы ветеранской организации ВМС Украины в Севастополе. Всегда было большой честью уделять время и внимание героям Великой Отечественной войны и общаться с ними. Мы преклоняемся перед их подвигом, силой духа и воли, несломленным героизмом. Потерять общение с такими людьми, все равно, что разорвать связь времен. Это недопустимо, в чем я убеждался неоднократно. Когда я служил в морской пехоте, то мог при собеседовании, лишь глядя на призывника, определить, есть ли у него отец, есть ли мужской взгляд поколений. Это сразу видно. Даже если все в порядке с одеждой, все правильно застегнуто и тому подобное, но порой чувствуется, что это мамина заслуга, и что деда у человека нет.
Сейчас остается все меньше очевидцев, теряются достоверные факты. В 2014 году при возложении цветов к памятнику Неизвестному матросу в Одессе, внутренне была поставлена задача, что следующий день Победы мы будем вместе с ветеранами, с конкретными людьми, и, конечно, нам хотелось, чтобы были представители флота. В Военно-историческом музее Оперативного командования «ЮГ» познакомились с Иваном Трофимовичем, которого многие знали как активного человека, так как он часто выступал в учебных заведениях.
Кулибаба – человек-легенда. Полковник в отставке, ветеран ВОВ, ветеран флота и ветеран Военно-морского округа. Он встретил войну 22-летним курсантом в Керчи, во время прохождения службы на Черноморском флоте. Родом с Полтавщины. Из крепкой зажиточной семьи, которая была раскулачена. Отец его тоже был настоящий вояка, прошел Первую мировую войну и был дважды награжден Георгиевским крестом. Ивану, чтобы стать настоящим мужчиной, отец посоветовал тоже пойти в армию. Так он попал на Черноморский флот.
С первых дней войны он принимал активное участие в военных действиях в Крыму. В его послужном списке оборона Керчи, участие в боях за Кубань, высадка на Малой земле. Был ранен. Награжден орденами Великой Отечественной войны, Красной звезды, медалями «За отвагу» и за «Боевые заслуги». Позже окончил танковое училище. В Одессу пришел уже майором после окончания Академии бронетанковых войск им. Малиновского. Начинал службу на флоте, а завершил в штабе Одесского военного округа.
Оказалось, что у нас много общего, так как я начинал в танковых войсках в Одесском военном округе, а завершил на флоте. Когда в позапрошлом году 14 октября мы впервые праздновали день Защитника Отечества, узнали что это еще и день рождения Кулибабы. Совпадение, что и я родился в этот же день. На следующий год наш командующий Гайдук поздравлял уже нас обоих – ему вручил награду и мне памятный подарок.
Когда наши морпехи впервые встретились с ним и услышали его историю, то были поражены свежестью мысли. Он интересный рассказчик. Помнит имена командира взвода и сослуживцев, помнит, какая часть и подробности боевых действий, в которых ему довелось участвовать. Подробно может рассказать в чем различие того или иного оружия, используемого в разное время. И кроме всего, имея уникальный тембр голоса, он доходчиво и проникновенно доносит информацию. Очень познавательные встречи Ивана Тимофеевича с будущими офицерами стали традиционными. Ребятам важно и интересно узнать историю из первых уст.
В то время, когда формировался батальон морской пехоты, он приезжал на все наши мероприятия, и мы поражались его активности и энтузиазму. На все предложения он был только «за». Сам в то время водил «Москвич», ездил к себе на дачу и делал закрутки на зиму – и для души и вынужденно, так как был единственным главой своей маленькой семьи.
– Обыкновенный герой.
– Да, обыкновенный, добродушный и общительный. Я ездил иногда с ним, и видел, как много людей его знают, дружелюбно и искренне приветствуют, спрашивают о делах и здоровье. Когда одесский батальон морпехов возвращался из АТО, он приезжал встречать ребят. И не просто встретил, а выступил, и, чтоб не ограничиться одними словами, подарил бойцам свой телевизор. Как-то Иван Трофимович сказал «Теперь я знаю, есть кому похоронить меня». Это в переносном смысле, и означает то, что он почувствовал, что по-настоящему кому-то нужен. А мы знали, что он нам необходим и видели, что мы ему тоже. В прошлом году здоровье пошатнулось, и врачи запретили ему вставать. Он сказал, что не сможет быть на праздновании Дня Победы и даже не пригласил нас, как обычно, к себе.
– Сильные люди не хотят, чтобы их видели слабыми.
– Да. Мы стали думать, что такого бы сделать, чтобы поднять ему настроение, и решили устроить праздник прямо во дворе.
Когда подъехали к дому, поставили оркестр под деревьями так, чтобы его не было видно. С командующим адмиралом Тарасовым Андреем Андреевичем уже на ходу ориентировались, как поступать дальше. Первое произведение было «Нас ждет огонь смертельный…». Выскочила на балкон дочь и стала смотреть на улицу, что там происходит, потом позвала Ивана Трофимовича: «Папа, там моряки!». Если бы он не вышел на балкон, мы бы отыграли несколько песен и уехали, но он вышел и отдал воинскую честь.
Когда концерт закончился, небольшой делегацией мы зашли в гости к Ивану Тимофеевичу, чтобы поздравить ветерана. Военные моряки – от воспитанника профильного лицея до контр-адмирала, а также волонтер Александр Сывак вручили ему подарки от командования, от себя и от детей единственного в городе садика Министерства обороны. Иван Трофимович был тронут вниманием и теплым общением.
Провожая гостей, он вышел на балкон, а снизу ему вместе с военными аплодировал уже практически весь двор. Аплодисменты и возгласы: «Молодцы!», «Спасибо!» достались от соседей ветерана и духовому оркестру.
Все восприняли очень хорошо, а впоследствии нам и ему звонили люди из разных городов бывшего СНГ, даже из Москвы, Питера, Казахстана и других мест.
Правда, нам попался на глаза и один негативный комментарий, что мол, вместо того, чтобы пиариться, лучше бы балкон сделали. Мы не пиарились, а делали это от души, но реплика задела, и тогда подключился наш друг волонтер Александр Сывак, который сказал, что дело чести довести начатое до конца. Следующая торжественная встреча была уже на «открытии» балкона.
– Планируете сделать такое поздравление традиционным?
– Вчера у нас с семьей состоялся военный совет. Иван Трофимович на костылях, и никуда выехать не сможет. Мы сказали, что будем просить у командующего, чтобы так же, как и тогда приехал оркестр и сыграл несколько произведений. Подключим Военно-морской лицей. Наши будущие адмиралы пройдут торжественным маршем с флагом ВМС. И, конечно, поднимемся ненадолго, чтобы поздравить ветерана.
– Теперь это событие будут ждать все, кто о нем даже просто слышал. Оно получилось очень символичное, но не официальное, а доброе и какое-то семейное.
– Да, мы понимали, что Одесса есть Одесса, и хотели сделать что-то с изюминкой. В лице Кулибабы это важно не только для всех ветеранов, но и для всех одесситов. Хочется, чтобы стало традиционным.
– Вы просто сроднились друг с другом, и этому способствовали столько факторов и совпадений.
– Да, это удивительно. У нас много общего, начиная со дня рождения, вкусов, привычек, не говоря уже о профессиональных совпадениях. Все темы мы легко подхватываем и обсуждаем. Не только в праздники, но и в будни мы его не забываем, и, можно сказать, что уже не можем друг без друга (смеется). Созваниваемся через день, через два. Он очень хочет на море выехать, и надеемся, что здоровье ему позволит, а морпехи готовы его даже на руках носить, чтобы посадить на катер и выйти в море.
– Да, очевидно торжество жизни во взаимопомощи.
– Как для каждого корабля главная – крестная мама, (по традиции, крестная разбивает на счастье бутылку шампанского о борт корабля), у нашего батальона морской пехоты теперь есть крестный отец. О нем знают морпехи и в Николаеве, и в Мариуполе.
Глядя на фото, сделанное 21 июня 1941 года, на котором молодой Кулибаба улыбается, сразу видно – лихой был пацан. У него добродушная улыбка, но при этом большие и очень сильные руки. И самое главное – это его огромная сила духа.
– Вы встретились в 2014 году в переломный момент нашей истории. Зная, через что вы прошли, он воспринял вас с уважением. Какими были ваши разговоры о том, что сейчас происходит?
– Да, конечно, чувствовались уважение и симпатия. Но еще я чувствовал, что он смотрит на нас, пытаясь что-то и для себя понять. Возможно, было еще какое-то недопонимание того, что происходит и недоверие к нашему поколению. Он присматривался. Сравнивал себя. Сомнения отпали, и окончательно Кулибаба проникся, когда он встретил наших бойцов, вернувшихся из АТО. Надо было видеть, какими глазами он на них смотрел, и как по-настоящему, по-отечески он их обнимал. Он понял, что это не просто юноши, которые его навещали и с интересом слушали, а настоящие мужчины, увидевшие войну, ставшие на защиту своей страны, как и он когда-то.
– К сожалению, и наше поколение тоже знает, что такое война, что такое боль, потеря родных и близких. Появились новые герои новой войны, но идея та же – защита Отечества и своей земли. Поколению участников ВОВ не оставляли выбора, что, конечно, не умаляет их заслуги, а только подчеркивает трагизм той ситуации, а наше поколение имеет возможность сделать выбор – на войну шли в основном добровольцы.
– Да, сейчас у каждого свой выбор. И есть настоящие герои, которых уже не согнуть. Несокрушимые.
– Вашим вниманием охвачены только ветераны ВОВ?
– Как представитель командования, сотрудничаю с областной и городской ветеранской организацией. Но не только. Появилось новое понятие «дети АТО» – это дети погибших героев АТО, которым мы тоже помогаем. Многие совсем малыши, не успевшие даже увидеть своих отцов, нуждаются в заботе.
Кроме того, сейчас еще занимаемся архивом и историей ВМС, хотим сохранившиеся реликвии ВМС разместить в Военно-историческом музее города.
ВМС – это и морская пехота, и авиация, и корабли. Мы единственные, объединившие три стихии: землю, воздух и воду. Когда созваниваемся с Иваном Трофимовичем, то всегда тот, кто первый звонит, приветствует другого словами стихотворения о морпехах:
«Враги называют нас черною тучей,
друзья называют нас гвардией флота,
а я вам скажу и скромнее и лучше –
мы просто, братишки, морская пехота».

























