«Верный всегда» – девиз современного морского пехотинца и лозунг героя Второй мировой, ветерана морской пехоты Ивана Трофимовича Кулибабы. Он знает, каким должен быть настоящий морпех: «Самое главное - любить свою Родину. Если ты любишь Родину, то появится и смелость, и бодрость, и отвага», – говорит полковник ВМС Кулибаба. Сегодня ему 97 лет и он долгое время не выходит из квартиры из-за проблем со здоровьем, поэтому в этом году 9 мая военные моряки и волонтеры поздравили ветерана с Днем победы дома. Под аплодисменты жителей перед окнами ветерана торжественным маршем прошла рота почетного караула ВМС Украины, оркестр играл Марш ВМСУ, а ветеран принимал парад, стоя у себя на балконе, и отдавал честь украинским военным морякам.
Таким военным парадом поздравляют ветерана уже второй год подряд. Впервые в 2017 году, когда Кульбаба не смог принять участие в городских мероприятиях, Командование Военно-Морских Сил Украины приняло решение поздравить своего ветерана отдельно.
Тот прошлогодний искренний поступок наших военных моряков тронул всех, а Ивану Трофимовичу такое внимание придало сил, и уже летом 2017 года он сам встречал наших морских пехотинцев 137 батальона, вернувшихся с АТО. А 14 октября 2017 года, когда у Кулибабы День рождения, лицеисты военно-морского лицея ВМСУ приходили поздравить его с Днем Защитника Украины и Днем рождения со своим знаменем, которое вывезли из Крыма после оккупации.
В этом году, стоя перед домом Кулибабы, лицеисты держали в руках портрет Ивана Трофимовича. Он расчувствовался, и закричал дочери: «Смотри, Наташа, это же я. Это же я, молодой!»
Инициатива, организация и проведение такого поздравления состоялась только силами ВМСУ, и теперь, говорят они, станет традицией.
Уважение к службе у Ивана Трофимовича на генетическом уровне. «Сынок, цари приходят и уходят. А Отечество, оно постоянно. Его надо всегда защищать и любить. Вот такой взгляд моего папы был на воинскую службу», – вспоминает Иван Трофимович.
– Отец в молодости служил в гвардейском измайловском полку его императорского величества царя Николая Второго, служил в Петрограде, участвовал в Империалистической войне, служил в Кронштадте, считал эту службу почетной и ответственной. Он рассказывал мне: «Сынок, мы вольные казаки, но должны были с каждого двора водить царю человека нести службу», – и меня тоже видел военным.
Когда из-за банального воспаления гланд, я не прошел медкомиссию в Полтавское танковое училище, мне сказали, что и в армию не возьмут, мой папа очень огорчился. Разочаровать любимого отца я не мог и написал заявление областному военкому о том, что без меня армии не может быть (смеется).
Потом была операция, еще один медосмотр и зачисление в Черноморский флот. В декабре 1939 года меня в составе 67-й зенитной батареи направили в Керчь, в апреле 1941 года часть перевели в Зеленый мыс, а 22 июня 1941 года началась война. Морским пехотинцем стал позднее. Помню, приехал к нам Контр-адмирал и обратился со словами: «В Одессе идут тяжелейшие бои. Она просит помощи. Кто желает добровольно помогать Одессе и служить в морской пехоте, два шага вперед!». Все до единого сделали эти два шага. Решено было всю часть направить на помощь городу.
Но в середине августа часть была переброшена не в Одессу, а в Крым. В Керчи, в районе переправы, бойцы сбивали вражеские самолеты, уничтожали живую силу противника. Получив приказ отступать, Иван с товарищами добрался до прибрежной полосы, и увидев катер, на торпеде которого было еще одно свободное место, понял, что судьба его бережет, и он сможет спастись. Добравшимся до берега измученным воинам не удалось отдохнуть. Тут же прозвучала команда «По машинам!»
– Такое начало моей морской пехоты – с винтовочкой образца 1891/30 годов со штыком трехгранным. Нас вывезли за Новороссийск и мы заняли оборону. Шла настоящая война. Были раненые и убитые. Именно там я впервые ощутил боль потери. Первый человек, потерянный мною – друг Юрочка Качалов, интеллигентный мальчик, который где-то подобрал патефон с пластинкой Риорита, и слушал его, где бы мы ни останавливались. Так однажды мина упала прямо на подоконник, где он его крутил, и его убило...
Здесь же Иван Трофимович понял, что такое судьба.
– За всю войну самое тяжелое испытание было, когда ты один и не знаешь, что делать. А выходов три: быть убитым, плененным или утопленным. Выбирай, что себе нравится (смеется)
Командир сказал, что если продержимся до 11 сентября, то нас заберут. Мы держались, пока немцы не подогнали два танка. Взрывом нас сбросило с чердака, и мы бежали на берег Цемесской бухты. Решил я, если погибнуть, то по-морскому. Разделся, бросил все, даже винтовку. Только партбилет за ухо засунул. Переплывал бухту всю ночь на каком-то чудом попавшемся мне бревне. И уже только утром, почувствовав под ногами гальку, потерял сознание. Находился в полном истощении.
С остальными, кому удалось спастись, Кулибаба попал в Геленджик, в 305 батальон 83 бригады морской пехоты, в составе которой и пошел в наступление на врага. За участие в боях осенью 1942 года получил воинское звание младший лейтенант.
– Спустя годы вновь побывал в тех местах туристом. Когда наша гид сказала: «Сейчас перед вами легендарная Цемесская бухта, и запела «Ой ты бухта, Цемесская бухта, ты матросского края отваги полна…», мое лицо залилось слезами.
Следующее испытание – это Новороссийский десант с 7-го на 8-е февраля 1943 года.
– Наш транспорт остался на рейде, а к берегу пошли мелкими судами, вплоть до рыбачьих сейнеров, и начали высадку на плацдарм, который впоследствии назвали Малая Земля. Десант был очень тяжелый. Дьявол нам дал 10 градусов мороза и шторм баллов 5, а Бог послал нам пургу «света божьего не видно». Немцы чувствовали, что что-то происходит, но ничего не видели. Так как для нас не было сделано никакого причала, пришлось прыгать в ледяную воду. Но если уж уцепились, то надо заниматься своим делом.
Это противостояние длилось несколько месяцев, но не сломило боевого духа морпехов. Очередное наступление для Кулибабы стало судьбоносным, и весной 1943 года после тяжелого ранения он закончил свой боевой путь. После госпиталя в звании лейтенанта был направлен на учебу в танковое училище в Омск. Учился в высшей офицерской школе. Воевал в Корее. После войны Иван Трофимович попал в Одессу, где ушел в отставку в звании полковника, и решил не расставаться с нашим городом никогда. На военной службе ветеран был с 1939 по 1971 год.
Сегодня, когда наши морпехи противостоят российскому агрессору на восточных рубежах нашей страны, участвуют в войне, которая длится уже больше, чем та, которую называли «Великой Отечественной», легендарный Иван Трофимович тоже в строю – поддерживает наших моряков: и лицеистов, и курсантов, и морпехов. Его жизненный путь, наполненный отвагой, мужеством и трудом – достойный пример современным воинам. Кроме того он активный участник военно-патриотического воспитания нескольких поколений одесситов.
«Верные всегда» – эти люди гордость Украины, надежда и защита.

























