Разве можно такое забыть…

Недавно побывал в военно-историческом музее оперативного командования Юг. Постоял в раздумье у витрины, где вот уже многие годы экспонируется мундир фронтового артиллериста гвардии старшины Александра Ильича Попова, в котором он, в ту пору кавалер двух орденов Славы, Красной Звезды, Великой Отечественной войны, главной солдатской награды – медали «За отвагу» прошагал июньским днем 1945-го на историческом Параде Победы в Москве… Так сталось, что в тот же день увидел Александра Ильича в областном совете ветеранов. Он, в свои девяносто пять, выглядел бодро, что меня порадовало, и поделился приятным: был в пенсионном фонде и там сказали, что пересчитают пенсию в сторону увеличения.

– Это будет вам своеобразный подарок ко Дню Победы, – резюмировал я, а Попов улыбнулся и сказал:

– Да не это главное в конце-концов, важно, чтобы ветеранов-фронтовиков не забывали, не оставляли наедине с собой, с их заботами и тревогами. Помнили, что мир сегодня, хоть и зыбкий, как храм стоит на крови военного поколения.

Еще четыре года назад в Одессе было шесть участников Парада Победы, а теперь вот я один остался! Светлая память Михаилу Мазину, Григорию Жученко, Леониду Балакину, Евгению Бухарову, Константину Кайкову!

Мне, как военному журналисту, хорошо известна боевая биография этого неординарного человека. И более не по его рассказам (он скромен и не любит говорить о себе), а по архивным документам, воспоминаниям других фронтовиков. Показательно, что будучи старшиной батареи 45 мм пушек в 9-м Гвардейском воздушно-десантном стрелковом Фокшанском полку, он был представлен к ордену Отечественной войны І-й степени. Ведь по статусу этого ордена удостаивались только офицеры. Но Попов, будучи старшиной, командовал батареей и (как он мне поведал) не стремился к офицерскому званию. Делал свое дело честно, по-мужски, вот и доверяли батарею. А это – все время на передовой, как говорится, глаз в глаз, лоб в лоб с танками, самоходками, дотами и дзотами…

В моем журналистском архиве есть копия наградного листа, подписанного 12 января 1945 года командиром полка гвардии полковником Пустоваром. Приведу из него изложение личного боевого подвига, чтобы подтвердить, что старшина Попов был мужественным воином: «В ночь с 5 на 6 ноября 1944 года тов. Попов, исполняя обязанности командира батареи, вместе с боевыми порядками форсировал реку Тиса и, установив орудия в боевых порядках, обеспечил успешное расширение плацдарма и продвижение пехоты вперед. В этих боях тов. Попов уничтожил наблюдательный пункт на колокольне церкви, уничтожил 3 станковых пулемета с прислугой, подавил огонь минометной батареи противника и уничтожил до 70 солдат и офицеров противника. Кроме того 7 ноября 1944 года захватил двух солдат противника, захватил одну повозку с лошадьми, один крупнокалиберный пулемет. Один миномет и противотанковое ружье.

14 ноября 1944 года был ранен командир батареи, тов. Попов вторично принял командование на себя и, находясь непосредственно в боевых порядках батальонов, уничтожал вражеских солдат и технику. Всего за время командования батареей с 17 октября по 29 декабря 1944 г. тов. Попов уничтожил 150 солдат и офицеров противника, 18 огневых пулеметных точек с прислугой и пленил 3 солдат противника.

За умелое управление огнем батареи в бою, личное мужество и отвагу достоин правительственной награды – ордена Отечественной войны І-й степени».

Напомнил об этом фронтовику, а он попросил:

– Виктор Иванович, не будем бередить старые раны. Скажу только, что воевали мы не за почести и награды, а за народ, чтоб жил он в мире и достатке. А вышло – сам видишь как. Душа болит, обидно.

Я, как говорят, направил разговор в другое русло и спросил:

– А что помнится до сих дней о Параде Победы?

Он оживился, встряхнул плечами, ответил:

– Разве можно такое забыть. И ныне испытываю радость светлую от доверия быть участником такого празднества. Тренировались до изнеможения. Не забыть встречи с москвичами, которые в нас души не чаяли.

– Волновались перед началом Парада?

– Еще бы! Непередаваемая одухотворенность царила вокруг. Сам Жуков принимал парад от Рокоссовского. Над сводными полками звучало «ура», да такое, что заглушало оркестр из тысячи четырехсот музыкантов. А когда начался марш войск, внезапно наступила тишина, а потом под барабанную дробь на Красную площадь вышла колонна воинов с вражескими знаменами, захваченными в боях. Позже я узнал, что их было двести. Все их швырнули тогда к подножию Мавзолея. Не передать, что испытывал я тогда. Если сказать обобщенно: восторг. Мы добыли Победу! Великую Победу! И мне, как испытавшему на себе все невзгоды, которые принесла война, просто жалко тех, кто сегодня пытается принизить ее значение.

Готовя этот материал к печати, я нашел в своем архиве слова фронтового корреспондента, известного писателя Всеволода Иванова из его репортажа об историческом Параде Победы, состоявшемся 26 июня 1945 года: «Спасибо тебе, Отчизна, родившая меня и сохранившая до этих огненных и неописуемо прекрасных дней! – так думает каждый из нас…». Прочитал их по телефону Александру Ильичу, и он ответил: «Подписываюсь под ними и я».

Район: 
Выпуск: 

Схожі статті