Киностудия накануне столетия: частная, государственная, городская?

Некогда знаменитая Одесская киностудия, по мнению ее нынешних руководителей, должна быть окончательно приватизирована. И на єто  случай, как утверждает член наблюдательного совета киностудии и представитель частных совладельцев Александр Ткаченко, уже разработан комплекс мер по модернизации предприятия. Сейчас 50% + одна акция киностудии принадлежит государству, 50% без одной акции —  ООО «Новая киностудия», которую связывают с предпринимателем Игорем Коломойским.

– Мы ищем новые уникальные технологические решения, есть планы реконструкции павильонов, где можно и нужно снимать кино, – говорит Ткаченко. – Ведем переговоры с американской компанией об обеспечении  современными технологиями по звуку и подавлению шумов. Это даст возможность загрузить киностудию заказами круглый год, без современного оборудования это невозможно.

Стоит напомнить, что оказание услуг продюсерским компаниям (именно они и должны в сегодняшних условиях снимать кино) может быть основным родом деятельности киностудии. Оказывая таким компаниям качественную материально-техническую поддержку, начиная от предоставления помещений и заканчивая арендой всего необходимого оборудования, киностудия могла бы считать свою задачу выполненной. На самом деле все происходит несколько иначе. Кинематографисты, снимающие фильмы в нашем городе, обходятся зачастую и вовсе без услуг киностудии, с огорчением называя ее оборудование устаревшим, а костюмы из хранилищ – непригодными для использования. Арендовать павильоны? А зачем, собственно, если их строили для совершенно иных, чем сегодня, технологических процессов, и нормы безопасности в отношении этих сооружений давно должны быть пересмотрены. Можно было бы арендовать кабинеты для проведения кастингов, работы съемочных групп, но уж очень холодно в здании зимой, нет смысла.

Одесские кинематографисты приватизации страшатся. Леонид Павловский на встрече с руководством киностудии, состоявшейся на днях в Арт-центре имени Веры Холодной, прямо спросил, почему так уж необходимо приватизировать, ведь «Мосфильм», например, отлично работает, оставаясь государственной студией? На это Александр Ткаченко ответил, что «тут мы имеем дело с уникальным опытом уникальной страны» и поведал о желании перевернуть страницу бизнес-сотрудничества с российскими партнерами и работать на европейский рынок, перейти на европейские рельсы. В настоящее время руководство ведет переговоры с рядом инвесторов, которые готовы вложить серьезные деньги в возрождение легендарного предприятия, но только после приватизации.

– С тех пор, как киностудия стала частично частной, не случилось ничего плохого, – резонно говорит Ткаченко. – Две киностудии, которые оставались в руках государства, уже практически прекратили существование. Одесская же живет исключительно за счет частных средств. Советского Союза нет, той системы распределения средств тоже нет. Пока мы будем вспоминать, что было с нами 25 лет назад, мы будем стоять там, где стоим. Но сегодня у нас есть хорошие возможности, которые нельзя утратить. У Одессы великое прошлое, вызов времени на сегодня и большие надежды на будущее. Наша цель – создать тут культурный кластер. 

Закон, снимающий запрет на приватизацию, уже принят в первом чтении. Готовясь к этому, для разработки проекта реновации, кроме украинских и международных специалистов, киностудия привлечет также жителей-одесситов, которые поучаствуют в опросе на тему «как нам реорганизовать Одесскую киностудию». Нетрудно предсказать, что проведение такого опроса вряд ли приведет к серьезным положительным сдвигам. Подобные дискуссии в наших условиях постоянно перерастают в какие-то базарные разборки и трескотню.

Киностудией подписан меморандум с главой Одесской облгосадминистрации Максимом Степановым, который напомнил, что именно здесь был снят в 1907 году первый отечественный фильм. Стороны договорились создать на территории предприятия полноценный музей кино. Меморандум – документ не слишком обязывающий. А сохранить особняк Сан-Донато и несколько старинных павильонов для истории, конечно, нужно, с этим руководство киностудии полностью согласно с местным отделением Союза кинематографистов.

Одесские кинематографисты – особая статья. И вроде бы полны они всегда идей, и постоянно жалуются на невнимание к этим идеям, но… Стоит хоть чему-нибудь осуществиться, оказывается, смотреть-то и нечего! Неконкурентоспособная продукция получается сегодня у одесситов. После перестройки решили было покончить со всеми героями с растерзанной душой, дать оптимизма, но рыночная действительность быстро развеяла иллюзии. Многокартинье сменилось самым настоящим провалом. Чтобы сейчас снять плохое кино, достаточно воспользоваться хотя бы одним проверенным «рецептом»: назначить на роли даже исторических персонажей своих родственников и знакомых, не смущаясь возрастным и типажным несоответствием. Пусть скромную даму из дореволюционного прошлого играет пергидрольная блондинка, а сына с отцом изображают до смешного непохожие друг на друга люди! Не только в Одессе, по всей стране так научились снимать. Результаты не удивляют…

Но руководство киностудии демонстрирует оптимизм. В данный момент завершается работа над фильмом «Память солнца» режиссера Константина Коновалова, повествующем о задунайском казаке Андрее, который спасает отца своей возлюбленной. Фильм пришлось частично переснимать, ибо в нем усмотрели недостатки. По словам главы правления киностудии Андрея Осипова, это будет приключенческий экшн со стрельбой, погонями, верховой ездой, «такой себе д’Артаньян, только казак». А еще киностудией ведутся переговоры с норвежской компанией о съемках мини-сериала. Что Норвегия забыла в наших аварийных павильонах, трудно сказать, ну пусть выйдут норвежцы немного из зоны комфорта, им полезно…

Меж тем, по мнению ряда профессионалов, передача государственного пакета акций в ведение города могла бы стать хорошим решением (они просто не знают, что местные власти не могут навести порядок даже в детской балетной школе). Резон в том, что земля, на которой стоит киностудия, вовсе ей не принадлежит, находится в муниципальной собственности города. Если же полная приватизация состоится, городские власти получат все основания на то, чтобы потребовать с нового собственника коммерческую арендную плату. Это, конечно, шаг к разорению. 

«Уникальный опыт уникальной страны», связанный с «Мосфильмом», предполагает выплаты актерам от доходов, которые приносят снятые ранее фильмы. Огромный архив кинофильмов, снятых в разные времена на Одесской киностудии, давно переоформлен на частное лицо, которому, надо полагать, и приносит те самые доходы («А что, надо было еще поездить и доказать, что советские фильмы принадлежат Одессе, это труд, и награда получена вполне заслуженно», – утверждала во всех интервью дама, совершившая данную операцию). «Весна на Заречной улице», «Приходите завтра», «Чародеи» и другие популярные фильмы регулярно демонстрируются на телеканалах стран бывшего Союза, а денежка «капает» не их создателям, а сноровистой даме. И все считается законным.

Много вопросов вызывает и сама процедура реорганизации киностудии из госпредприятия в ЧАО с последующей продажей 50% — 1 акция, конечными собственниками которых в итоге оказались донецкий олигарх Сергей Тарута и киевский медиамагнат Александр Ткаченко. Можно говорить, что она не принесла ничего плохого, раз киностудия не закрылась, а можно и задуматься, почему не состоялся публичный конкурс, правильно ли была проведена оценка подконтрольного киностудии имущества. С толком ли расходовались средства, полученные от продажи акций, по реальным ли расценкам был сделан косметический ремонт фасада главного корпуса? И многое другое, но кто сейчас этим станет заниматься? Не до того. Нам всем сейчас не до кино, мы в лучшем случае готовы его смотреть (на Одесском международном кинофестивале, например), но снимать, наверно, на том, прежнем, уровне уже не получится. Разучились.

Район: 
Выпуск: 

Схожі статті