«Подобная реставрация памятника архитектуры национального значения стала лакмусовой бумагой, которая показала кризис управления, проектирования и проведения реставрационных работ в Одессе». Этот приговор Ассоциации архитекторов Одессы прозвучал в прокуратуре Одесской области в связи со скандалом вокруг псевдореставрации одного из символов Одессы – памятника архитектуры национального значения – Бельведера комплекса городской усадьбы князя М.С.Воронцова на Приморском бульваре.
Постановкой под охрану Ансамбля Приморского бульвара начал заниматься еще 30 лет назад мэр Одессы Валентин Симоненко. К сожалению, в Госреестре объектов культурного наследия такого памятника градостроительства нет до сих пор, а отдельные памятники Приморского бульвара уничтожаются поодиночке. Кому выгодно, чтобы «наистарейшая часть Одессы, планировка и застройка которой имеют высшую ценность и ансамблевые качества», не была включена в Госреестр и не имела максимального уровня защиты в Украине?
Реставрация Воронцовского дворца и бельведера началась в 2017 году. Высокий профессионализм и открытость ее научного сопровождения со стороны архитектора-реставратора Анатолия Изотова объединили краеведов, архитекторов, историков, жителей города и одесситов, которые ныне находятся далеко за пределами Родины. Все они жили архитектурными исследованиями, которые сопровождались, в том числе, и археологическими раскопками под руководством одесских специалистов, представляющих Институт археологии НАН Украины. Внимательно исследовались все мелочи, связанные с историей строения. Результаты такого изучения одесситы смогли увидеть на выставке в Доме ученых в сентябре прошлого года.
К сожалению, это трепетное отношение к памятнику со стороны профессионалов в этом году нарушил подрядчик – ООО «Одессакоммунэкология» при молчаливом и активном содействии проектанта ООО «Экострой+» и, судя по всему, – представителей заказчика. Правда, рабочие предприятия, зная замашки руководства ООО «Одессакоммунэкология», выражали свою озабоченность еще в прошлом году: «Главное, чтоб тут не было, как на «Сказке», где было снято и выброшено все старое…». Имелся в виду детский сад №29 «Сказка» на ул. Сабанеев мост, 2, в котором это же предприятие делало капитальный ремонт. Дом в 1837 году был построен городским архитектором Г. Торричелли, связан со многими легендами Одессы. По ходатайству нашей газеты, областной орган охраны как раз изучал возможность его занесения в Госреестр памятников культурного наследия.
Причем следует напомнить, что против ООО «Одессакоммунэкология» и чиновников Одесской мэрии в мае этого года было возбуждено уголовное дело по статье 366 часть 1 (Служебный подлог) по этому и другим объектам. В досудебном следствии было установлено, что в результате внесения недостоверных сведений в официальные строительные документы оказались присвоенными бюджетные средства, причинен ущерб одесскому городскому бюджету.
Бельведер не стал исключением. Соучередитель Ассоциации архитекторов Одессы и член консультативного совета по охране культурного наследия ОГА Николай Чепелев в своей публикации «Очень подробно о брифинге, посвященном бельведеру Воронцовского дворца» перечислил все замечания: «Уничтожение исторической кладки амфитеатра и замена ее на современный камень, заливка ступеней амфитеатра бетоном. Использование цементно-песчаной штукатурки. Материал четырех восстановленных капителей колонн не соответствует аутентичному».
А ведь эти нарушения технологии удешевляют реставрацию, бюджет которой под предлогом необходимости применения дорогостоящих материалов разросся с 21 млн до 53 млн гривен (по данным Prozzoro за 2017 и 2018 годы). Лидер ОО «Захистимо Одесу разом!» Наталья Петропавловская говорит, что это уже устоявшаяся схема, когда называют минимальную сумму на стандии тендерного предложения, а потом увеличивают стоимость первоначального проекта с помощью корректировок. Кстати, в ХІХ веке в Одессе умели защищаться от недобросовестных исполнителей. Подряд отдавали только при условии внесения залога в размере 50% стоимости проекта, который возвращался подрядчику через год после окончания работ, если им были выполнены все условия.
Последней каплей, переполнявшей терпение одесситов, стала заливка ночью, 25 июля, железобетонной балки поверх колонн вместо прежних, деревянных, предусмотренных согласованным с Минкультом проектом. Кроме того, деревянная конструкция балок, по мнению одесских архитекторов и конструкторов, создавала шарнирную систему. Как нам пояснил Николай, эта замена увеличит нагрузку на колонны, но главное – уничтожит подлинность материально-технической структуры объекта, благодаря которой бельведер получил статус памятника (определено в учетной документации, утвержденной в апреле 2017 года). В результате памятник архитектуры национального значения – бельведер может быть лишен своего статуса, поскольку на сегодня больше соответствует термину «новодел». Неужели это цена сопоставима с удешевлением и ускорением работ? Тем более, что вся экономия ляжет в чей-то карман...
ЗАПУТАТЬ СЛЕДЫ
Свои решения попытался защитить научный руководитель проекта реставрации Владимир Суханов, директор ООО «Экострой+». В день, когда одесские этнографы, культурологи, независмые эксперты и местные жители пришли под стены областной прокуратуры, была проведена пресс-конференция с участием экспертов Института «УкрНИИпроектреставрация», ИККРОМ и Приднепровской академии строительства и архитектуры. Специалисты попытались убедить одесситов, что главное – это сохранение внешнего вида объекта, а технологическая аутентичность (т.е. подлинность) вообще будет вычеркнута из документации, так как техника (механизмы) в XIX веке не использовалась. Эти манипуляции шокировали всех, так как, по сути, одесситам публично было предложено стать соучастниками преступления. Ведь фактически в Минкульте был согласован проект на реставрацию памятника, а на практике он подвергся реконструкции, что априори запрещено законодательно. Даже областной орган охраны, как утверждает начальник отдела охраны культурного наследия управления культуры ОГА Елена Воробьева, не может добиться от исполнителей документов с официальным разрешением на эти работы. И это при том, что ещё в мае месяце Владимир Суханов перед телекамерами утверждал, что заменять дерево на бетон – это нарушать законодательство. А вот в августе он уже считает, что бетон – это хорошо.
Ответственность за использование бетона руководитель проекта перекладывает на научное сопровождение, ссылаясь на протокол обсуждения в институте «УкрНИИпроектреставрация» в августе 2017 года. Причем, им приводятся отрывочные цитаты специалистов, а не выводы. Это понятно, потому что он сразу хотел залить бельведер бетоном, и только научное сопровождение не позволяло ему это сделать, как следует из протокола. Хотя в резюмирующей части научное сопровождение согласилось заменить аутентичные (подлинные) балки, которые прогнили, на иные. Но ни слова в результативной части протокола не говорится о бетоне.
К сожалению, год прошел, но подрядчик так и не подготовил замену ветхим деревянным балкам, согласно проекту реставрации, утвержденному в Минкульте. А под прикрытием ночи воплотил свой старый план по заливке бетонной балки.
БОГАТЫЙ ОПЫТ
Такие подтасовки в проектной документации мы не раз видели в последнее время. Эти же эксперты согласовали проект по реконструкции бывшего Дворца моряков на Приморском бульваре, 9 в 9-этажную гостиницу. В результате памятник национального значения от своего первоначального объема потеряет флигели и часть центрального объёма с крышей. Подтасовки в проектной документации ООО «Экострой+» были и по переулку Удельному, которые не давали поставить под охрану государства строения в пятне будущей застройки. Широту экспертных возможностей ООО «Экострой+» показывает их характеристика Дома Руссова. Сначала, в угоду инвестору, памятник был оценен как ветхий и подлежащий сносу, но после многочисленных протестов одесситов, когда власти города решили восстановить памятник и дали задание ООО «Экострой+» провести экспертизу, то появилась противоположная оценка. Иными словами – любой каприз за ваши деньги. «Качественный подход» к проведению работ наблюдался и в процессе реставрации Потёмкинской лестницы.
ПОСЛЕДСТВИЯ
В результате обращения общественности Одессы было возбуждено уголовное производство по статье 190, часть 4 УК Украины: «Мошенничество, совершенное в особо крупных размерах или организованной группой, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества». Следствие уже передало ходатайства в суд.
Сотрудники ОГА на следующий день после заливки бетоном бельведера подготовили Акт осмотра памятника национального значения и направили в Минкультуры для принятия соответствующих мер. Кроме того, Консультативный совет по охране культурного наследия ОГА 7 августа 2018 года также рассмотрел ситуацию на бельведере и рекомендовал ОГА направить через губернатора запрос в Министерство культуры с просьбой предоставить согласованный им проект реставрации бельведера. Кстати, Владимир Суханов также является членом этого совета, но в день обсуждения так и не появился. Видать квота на изменение своего мнения у него закончилась.
Наталья Петропавловская рассказала, что согласно материалам, любезно предоставленным УКСом Одесского горсовета, в Минкульте были согласованы изменения к проекту реставрации, что легализовало заливку бетоном бельведера. В свою очередь, Минкульт утверждает, что не согласовывал заливку бетоном и подобного дополнения в его комплекте проекта реставрации нет. А это уже подлог, приведший к порче памятника архитектурны национального значения, что влечёт за собой действие статьи 298 Криминального Кодекса Украины.
Финансирование на реставрацию Воронцовского дворца выделяется в рамках городской программы «Номинирование исторического достояния Одессы в Список всемирного наследия ЮНЕСКО на 2016-2018 гг.». А разве Одесса может попасть в этот список с таким уровнем реставрационных работ? Может быть, поэтому чиновники Минкульта говорят, что ЮНЕСКО Одессе не светит?
Все эти неприятности с бельведером начали происходить после заключения договора 14 июня 2018 года на авторский надзор за реставрацией с городским монополистом ООО «Экострой+» во главе с Владимиром Сухановым. Но ответственность представителей ООО «Одессакоммунэкология» и представителей заказчика за уничтожение памятника национального значения путём подлогов и некачественного производства работ не меньшая, нежели руководителя ООО «Экострой+». Преступный сговор оставляет Одессу без памятников, уничтожая последние шансы на попадание в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

























