Совсем недавно, на 75-м году ушел из жизни Николай Иосифович Комаров. С 1989 по 2008 год он возглавлял Одесское городское общество инвалидов (ОГОИН).
…Мое знакомство с Николаем Иосифовичем произошло году примерно в 1987-88. Работая в конструкторском бюро, узнала от знакомых, что родилась инициатива создания цехов и мастерских, где могли бы работать люди с инвалидностью. В то время такую возможность им предоставляли специализированные подразделения на предприятиях. Но спектр того, чем хотели заниматься инвалиды, был гораздо шире. Помочь им реализовать свой потенциал и должно было Одесское городское общество инвалидов. Именно при нем собирались открывать новые структуры, а, значит, и рабочие места. Кроме того, нужно было искать формы реализации творческих способностей людей с инвалидностью.
Николая Комарова мне представили как человека, который предложил идею создания ОГОИНа и, вполне возможно, возглавит новую общественную организацию. Тогда все обсуждали его яркое и эмоциональное выступление в «Вечерней Одессе». Николай Комаров на страницах газеты спрашивал: как часто люди видят на улицах инвалидов и задумываются ли вообще о том, как им живется? Статья вызвала немалый резонанс. О трудностях жителей Одессы с особыми потребностями тогда так широко заговорили впервые. И вопрос о необходимости создания городского общества инвалидов уже ни у кого не вызывал сомнений.
Внимательный взгляд, приятный голос, добрая улыбка располагали к Николаю Иосифовичу людей раз и навсегда. А сочетание искрометного юмора и отличного логического мышления, сформированного учебой на физфаке Одесского университета, делали общение интересным и запоминающимся. И собеседники даже не сразу замечали, что Николай Иосифович передвигается на коляске – сказалась тяжелая травма позвоночника, полученная на работе. В нем было много энергии и желания доказать, что приговор врачей – это только констатация определенного факта, не более того. Во всех начинаниях его поддерживала удивительная жена Наташа, сын и дочь.
Николаю Комарову удалось в 1989 году создать ОГОИН и стать первым председателем правления новой организации. После этого спокойная жизнь многих чиновников закончилась.
Началась работа над городской программой «Равенство», которая была принята в 1991 году, и стала первым в нашей стране документом муниципального уровня, полностью адресованным инвалидам. Потом удалось создать отдел по делам инвалидов при управлении социальной защиты. Затем начались выезды на пляж на 11 станции Большого Фонтана. В один из них и родилась идея создания приспособленных пляжей для людей с особыми потребностями по опыту других стран.
С первого момента создания ОГОИН стал местом организации большого количества разных клубов – работали женский клуб «Леся», молодежный «Диалог», служба знакомств «Надежда», клуб любителей шахмат и шашек «Каисса», художественный «Белая акация», клуб автомобилистов, музыкально-поэтическая студия «Отрада», спортивный клуб «Одесса-баскет». Многим найти занятие по душе, а впоследствии и заработок помогли компьютерные курсы.
ОГОИНу удалось выиграть немало международных грантов, преодолевая немалую конкуренцию. В частности, грант на организацию мастерской по ремонту инвалидных колясок, на проведение путешествия по десятку стран с целью доказать, что даже на колясках люди в состоянии преодолевать немалые трудности и проблемы. Делегации общества ездили в гости и принимали гостей у себя. Был издан сборник нормативных актов, защищающих права инвалидов. Появился свой сайт. Членов правления ОГОИН все чаще приглашали для участия в различных городских дискуссиях.
Офис ОГОИН на улице Малой Арнаутской, 23 всегда был полон: сюда добирались, чтобы обсудить новую идею, встретиться с друзьями, попытаться решить возникшие проблемы.
И постепенно ситуация начала меняться: жители города узнали о том, что в зданиях и на переходах нужны пандусы, что отечественное законодательство дает право инвалидам получать высшее образование, что люди с особыми потребностями могут участвовать в политической жизни и избираться в местные органы власти. Были предприняты попытки договориться с одесскими газетами о выходе тематических полос, посвященных работе ОГОИНа, но дальше отдельных материалов дело так не пошло.
Николая Иосифовича беспокоила все большая коммерциализация жизни вокруг. К нему не раз приходили с предложениями «дать инвалидов, которые будут числиться на предприятии, чтобы оно могло уйти от налогов». При этом людям намеревались платить копейки или не платить вообще ничего. Кого-то интересовало попасть под «крышу» ОГОИНа и даже не вспоминать об инвалидах.
Все чаще не скрывали свой материальный интерес и чиновники, от которых зависело решение тех или иных вопросов. Как человеку совестливому, Комарову слышать все это было очень больно. Я понимала, что приближается тот момент, когда Николай Иосифович уйдет с поста председателя правления. В 2008 так и произошло. Наработанные проекты продолжали работать, появлялись новые, жизнь продолжалась. Так Комаров и хотел – система должна была продолжать работать при любых обстоятельствах. Хотя именно он закладывал тот фундамент, который позволил скромной общественной организации пройти через все испытания временем, переменами и не закрыться, как тысячи других.
Николая Иосифовича уже нет с нами. Но мы всегда должны быть благодарны человеку, который первым в Одессе заговорил о людях с особыми потребностями и сумел перевести этот разговор на уровень принятия конкретных решений, направленных на их защиту. Такое оказывается по силам только очень сильным и светлым личностям.


























