Рассказ об отце одесского кофе Георгии Семеновиче Терзиеве
Невозможно говорить о Георгии Семеновиче Терзиеве в прошедшем времени. У большинства людей, когда завершается их земная жизнь, определяется и место в нашей памяти, в летописи семей и поколений, дел и событий. Но бывают особые случаи. Это когда человек совершает столько важных и добрых дел, что они становятся не просто событиями, но реальностью для многих и надолго. Вот тогда и становится фактом это прекрасное определение: Человек на все времена.
И в своей семье, на своем предприятии, и в родной Одессе, и во всей державе, и далеко за ее пределами – Георгий Семенович остается в памяти людей. Он каждый Божий день приносит самое необходимое. Особый вкус жизни, бодрость, радость!..
Вы любите держать в своих руках чашечку ароматного кофе? И чтобы он даже в самые непростые для всех нас времена был доступен. Значит, вы тоже цените одесский кофе! А если, к тому же, вы желаете приготовить его быстро, то у вас всегда под рукой красивая баночка – черная или красная – с традиционным Бубой-одесситом. Золотистый кофейный порошок, сахар, кипяток – и в вашей чашке не просто привычный бодрящий напиток, а с пенкой. Ценители знают, что это такое!..
Крепость и бодрость от умеренно обжаренных кофейных зерен сорта робуста, нежность и аромат – от арабики. Сочетание сортов и способы обработки – это не просто рецептура и технология, это таинства специалистов кофейного дела. В Одессе их вырастил Георгий Семенович. А параллельно создавалась современная общенародная кухня по приготовлению целой гаммы вкусностей быстрого приготовления – от первых до сладких блюд популярной торговой марки «Тетя Соня». И все это продукция «ОдесПищеКомбината» – предприятия, которое Георгий Семенович Терзиев сделал не просто известным на всей территории бывшего Союза, но лучшим и славным.
Терзиев – пищевик по призванию? Человек, которому надо выразить искреннюю благодарность за то, что народный стол стал вкуснее и разнообразнее! С этим согласятся все, и только на лицах коренных одесситов, его давних друзей будет нечто загадочное… А дело в том, что начало жизни Георгия Терзиева может показаться удивительным кому угодно, только не одесситам. Родившись на Молдаванке в 1929-м «нэповском» году в семье скромного болгарского предпринимателя-кондитера, рано оставшись без отца, пережив с мамой Соней оккупацию, Жора Терзиев, как и многие здешние пацаны-сироты, отловленные по подвалам беспризорники, начал в 45-м свою украшенную традиционными одесскими мечтами морскую жизнь.
Его взяли в специально организованную тогда школу юнг, она располагалась в здании недавнего немецкого госпиталя на ул. Чкалова (ныне это школа № 90) на полное государственное обеспечение. Поэтому юнгачи сами себя не без гордости называли «юными нахлебниками государства». И действительно: хлеба им выдавали полную, тогда еще фронтовую пайку – по 800 граммов на брата, и кашу в школьном камбузе изголодавшиеся, растущие хлопцы дочиста выгребали из котла. Но самое радостное – выдали трем сотням юнгачей морскую форму с тельняшкой, американские ботинки 43 размера (на вырост!) и даже заветные бескозырки с лентами. Вот только эти ленты оказались почему-то короткими, и тогда весь экипаж взялся добывать себе ленты «подлиньше». Самые длинные – «до задницы!» – добыл юнгач Джафар. Это была уважительная кличка Жоры Терзиева.
Учился он старательно, увлеченно! И это в послевоенных «развалках», где не только мебели, но даже классных досок не было, и хорошие учителя из моряков с высшим образованием царапали необходимые термины и рисунки прямо на стенах. Исцарапав все стены, переходили в другое помещение…
А юнга-отличник Георгий Терзиев, навсегда сохранив дружбу со своими однокашниками, после окончания этой школы и первого каботажного плавания был зачислен без экзаменов в среднюю мореходку. Закончил и ее, что называется, с блеском!
И вот начинающий судоводитель ЧМП Георгий Терзиев уже уходит в рейс на грузопассажирском пароходе «Чукотка». Сразу полмира повидал: Босфор, порты Средиземноморья и Балтики, Атлантика, восточный берег Соединенных Штатов. В Нью-Джерси трехмесячный ремонт видавшего виды судна. Переход из Нью-Йорка через Панамский канал в Тихий океан, курс на Канаду, порт Ванкувер… И наконец, замечательная радиограмма, полученная помощником капитана Георгием уже на подходе к Владивостоку: его вызывают в Ленинград, где он будет продолжать свою морскую биографию в высшем морском училище им. Адмирала Макарова! Это был не просто успех, это был открытый путь к самой счастливой в нашем Отечестве морской биографии!..
А теперь, дорогие друзья, попытайтесь представить, что творилось в душе блестящего питерского гардемарина Георгия Терзиева, когда после отличного окончания второго курса его вызывают перед плавпрактикой в учебную часть на Косую линию Васильевского острова и начальник училища Кошкин оглашает приговор: «Ты никогда не будешь плавать, парень! Тебе больше не откроют заграничную визу!» «Почему?» – опешил Терзиев. И получил жесткий ответ: «Ты утаил, что твой отец был репрессирован!..»
Наверное, этого не знал и сам Георгий, но гэбэшная власть таки докопалась до святого поступка мамы Сони, которая послевоенной записью в документах сына про «пропавшего без вести отца» хотела приоткрыть Жоре дорогу к его морской мечте. И вот в одночасье не стало ни мечты, ни открытой визы. Одаренному парню, обрученному, но не обвенчанному с морем, пришлось, сжав зубы, покинуть питерский экипаж…
Нет сильной личности без умения «держать удар». Георгий выдержал этот удар судьбы. Вернувшись в Одессу, начал жизнь заново, причем так, чтобы с выбором новой профессии обойтись в своей дальнейшей трудовой биографии без заграничных виз. Удивительно! Но всего через десяток лет весь мир стал еще более открыт для этого талантливого Человека!..
Однако не будем спешить. Поступив в Одесский мукомольный институт сразу на третий курс (помогла отличная зачетка мореходки и десяток экзаменов, которые сдал по новым для себя предметам экстерном – всего за месяц!), Георгий уже через три года начал свою инженерную карьеру в избранной отрасли. С должности мастера механического цеха на одесском заводе им. Калинина в 1957 году его пригласили в созданный тогда институт «Пищепромавтоматика». В этом общесоюзном флагмане проектного дела для развивающейся пищевой индустрии ему сразу посчастливилось работать со старшим коллегой, замечательным специалистом Геннадием Михайловичем Евстигнеевым – впоследствии начальником Главного научно-технического управления Минпищепрома страны. А сам Георгий Терзиев вскоре стал ГИПом – главным инженером проекта. Специалисты знают, как это ответственно: ведь с проекта начинается судьба любого дела, процесса, предприятия.
И уже из «Пищепромавтоматики» во всеоружии технических знаний и изученного мирового опыта Георгий Семенович пришел в 1962 году главным инженером на свое предприятие – Одесский комбинат пищевых концентратов.
А предприятию исполнилось тогда 100 лет. С 1862 года, когда на окраине одесской Молдаванки одессит из швейцарцев, негоциант Фридрих Енни построил лучший на юге Российской империи пивоваренный завод. Вспоминают, что замечательным пивом Енни утоляла жажду не только вся Одесса и Причерноморский край – его экспортировали в страны Средиземноморья, на Ближний и даже на Дальний Восток. Но затем суровая российская действительность времен Первой мировой войны (строгий сухой закон!) – и советские годы изменили профиль предприятия – оно стало пищевым, стало кормильцем людей. Солдату надо было дать полноценный походный паек, изголодавшемуся народу – калорийные и питательные пищевые концентраты, из которых можно быстро приготовить и суп, и кашу, и даже кисель на сладкое. Неизменной, однако, оставалась забота о техническом оснащении столь важного для страны предприятия, и приход сюда главного инженера Терзиева оказался классическим примером появления нужного человека в нужном месте и в нужное время!
В 1966 году Георгий Семенович стал директором «ОдесПищеКомбината», а всего через год успешно началось одно из самых важных его жизненных дел. Он всегда умел дружить с хорошими людьми, и ему помогала верная дружба.
– Сейчас в мире начато производство очень перспективного продукта – растворимого кофе,– сказал ему в Москве начальник Главного научно-технического управления Министерства пищевой промышленности Геннадий Михайлович Евстигнеев. –Так вот, Одессе можно поручить внедрение новейшей технологии и выпуск нового продукта – растворимого кофе. Но учти: сроки должны быть краткими, всего шесть месяцев!
– Нашей Одессе нужно это поручить!– ответил Георгий Семенович. –И краткость сроков мы гарантируем».
И вот одесскому комбинату – второму в Союзе после московского и первому в Украине – в мае 1967 года было доведено комплексное министерское задание по производству растворимого кофе. Для того, чтобы его оперативно выполнить, и самому директору Терзиеву, и его увлеченной команде механиков, технологов и строителей необходимо было открыть визы за рубеж…
Открыли без разговоров! Пищевики-одесситы учились всем тонкостям современного кофейного дела в Дании и Германии, принимали оплаченную валютой технику лучших фирм «Niro Atomiser»и «Probat». Устанавливали, отлаживали и запускали эти новейшие технологические линии у себя дома. Работали круглосуточно. В оговоренный рекордно короткий срок – за 6 месяцев – выпуск одесского растворимого кофе был начат. В те времена высокое начальство любило производственные победы, приуроченные к красным датам советского календаря. И вот, к 7 ноября новая продукция «ОдесПищеКомбината» пошла с конвейера. А оттуда – по спецзаказу в буфет оперного театра, в одесские магазины, в другие города…
Любопытно вспоминать, как одесский растворимый стал тогда популярней московского. Как ушлые работники совторговли продавали желанные одесские баночки «с нагрузкой»! Но потребителей, испытавших прекрасный вкус и истинную радость, ничего не останавливало. За одесским растворимым выстраивались очереди в городах на всей «одной шестой земной суши»!..
Вспомните, что наш золотистый порошок дает в чашке такую же ароматную пенку, как и сваренный в турочке молотый кофе, а это один из секретов Терзиева-Старшего!
Младший сын Георгия Семеновича – Сергей Георгиевич, принявший в свои надежные руки руководство предприятием, удивительно повторил судьбу отца. После окончания Одесского института инженеров морского флота окончил аспирантуру технологического института пищевой промышленности им. Ломоносова – бывшего мукомольного (а сегодня это известная Одесская академия пищевых технологий). Сменил специальность – с инженера-механика морского флота на инженера-механика пищевика, пойдя по стопам отца.
И именно Терзиев-младший со знакомой коллективу «ОдесПищеКомбината» энергией стал инициатором создания новой популярной торговой марки «Тетя Соня», которая ежегодно пополняется десятками новых прекрасно приготовленных и красиво упакованных вкусностей.
Тут полезно вспомнить слова Георгия Семеновича: «Перед чашкой ароматного кофе человек должен хорошо покушать!» Этому общенародному доброму делу и служит акционерное общество «ОдесПищеКомбинат» с замечательным коллективом и руководителями из потомственной династии пищевиков Терзиевых. Пора уже прочертить славную линию – от кондитера на одесской Молдаванке дедушки Семена и бабушки Сони – до внуков и правнуков…
Да, Георгий Семенович Терзиев стал не только лидером династии, но известным городу и миру Человеком. Вот запомнившиеся слова о нем, которые прозвучали несколько лет назад. Главный инженер предприятия Владимир Яковлевич Чернуха: «Это удивительно талантливый руководитель. Твердый в своих решениях и при этом человечный, внимательный к людям. Уж если за что берется, обязательно доведет дело до конца».
Секретарь Людмила Сергеевна Кривченкова: «С Георгием Семеновичем мы узнали, что можно руководить мудро и красиво. С твердостью в принятии решений, с требовательностью к подчиненным и одновременно с добротой и мягкостью в общении».
В известной песне из кинофильма «Дети капитана Гранта» есть совершенно замечательные слова: «Капитан, капитан, улыбнитесь! Ведь улыбка – это флаг корабля!»Живая улыбка капитана «ОдесПищеКомбината» Георгия Семеновича Терзиева всегда здесь, всегда с людьми. Помнится, сюда на одесскую Бугаевку пожелал заехать очень важный гость из дружественной Монголии, Премьер-министр. А на встрече с коллективом он признался, что в пору своего одесского студенчества работал здесь грузчиком, и ему приятно об этом вспоминать.
– Конечно,– резюмировал тогда Георгий Семенович, – наш грузчик в дальнейшем имеет все шансы стать Премьер-министром!
Хохот был общий – международный, дружелюбный!..
А праздничная традиция «ОдесПищеКомбината» – собираться за единым столом! И какие бы важные тосты не произносили вначале, все – а особенно женщины – ждали от Георгия Семеновича его заветного тоста. И он всегда поднимался и говорил:
– Ну, а теперь за наше бабское счастье!..
Почему эти слова тонули в общем восторге, надо объяснить. Ну, конечно, женская часть коллектива здесь большая. И если, например, девчонка с одесской окраины сразу со школьной скамьи была принята Георгием Семеновичем и стала здесь квалифицированной, уважаемой работницей, то она была просто счастлива поднять свой бокал с этим тостом любимого шефа.
Но ведь то, что производил и производит «ОдесПищеКомбинат», имеет и гораздо более широкую связь с бабским счастьем. К примеру, жена автора этого очерка, когда впервые за считанные минуты испекла из заготовки «ОдесПищеКомбината» очень вкусный торт «Космос», была просто счастлива и просила передать это руководителю такого хорошего предприятия!
Удивительная доброта и отзывчивость генерального директора «ОдесПищеКомбината» Георгия Семеновича Терзиева стала легендой и бывшего Ильичевского района, и всей Одессы. В трудные моменты зимних аварий на коммунальных сетях не было руководителя надежней и отзывчивей. Он не только присылал людей на помощь, но и заботился, чтобы все работающие в трудных условиях даже ночью были накормлены. Всегда помогал детским учреждениям и старикам, активно участвуя в жизни города. Одесское болгарское общество его боготворило. А он гордился тем, что его старшему сыну Владимиру Георгиевичу посчастливилось поработать в стране предков – советником по торговле в Посольстве Украины в Болгарии.
Как о самом близком друге, говорит о Георгии Семеновиче Терзиеве генеральный директор объединения «Одессавинпром», создатель золотой одесской марки «Французский бульвар» Рубен Вартанович Гулиев. Работали рядом, в одном державном секторе пищевой промышленности, зачастую отстаивали правоту своего дела вместе и вместе объездили весь мир. И не ради прекрасного туристического любопытства, но чтобы освоить весь мировой опыт в своих отраслях, сделать одесские вина и одесский кофе продуктами мирового класса.
Все, что рассказано и показано за сотни встреч с Георгием Семеновичем, наверное, пора собрать в книгу. И здесь его «придворному журналисту» (так он шутливо подписал мне одну свою производственную фотографию) пора остановиться и сказать: лицо Георгия Семеновича Терзиева – этого талантливого, доброго человека широкой души – я всегда вижу перед собой. Да ведь он и сам наше историческое лицо. Человек на все времена.










