По спирали восхождения

Каждый раз, бывая на выставках картин и маститых, и начинающих художников, убеждаюсь в непреложности истины: красота, как совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху, спасет мир. А кто нас учит видеть мир прекрасным во всем его многообразии, неповторимости, необъятности, загадочности? В первую очередь, конечно же, живописцы – люди, посвятившие себя художеству, изящному искусству, обладающие творческим даром, который немногим дан свыше. Они сердцем и умом, карандашом и кистью создают первообразы красоты, данной матери-Природе от Творца. И каждая их картина – это конкретное действие, сближающее людей на основе родственных душевных порывов и переживаний. Что подтверждают и работы одесской художницы Галины Лекаревой-Никитиной, выставленные для обозрения в офисе Региональной организации НСЖУ. Силой своего таланта она отразила в картинах музыку жизни, побуждая с пристальным вниманием всматриваться в мир, в котором мы существуем, беречь и пестовать его, познавать себя.

Уже ранние работы, выполненные Галиной до и во время учебы в Институте живописи, скульптуры, архитектуры имени Репина Академии художеств СССР, подтвердили: если еще в юности к человеку приходит понимание своего призвания, то ранний и удачный профессиональный старт, творческий рост гарантированы. И в этом я убедился, очарованный воздушной легкостью кисти художницы.

Вглядываясь в будто только что спустившиеся с неба на полотно облака, невольно вспомнил слова, сказанные Тарасом Григорьевичем Шевченко: «Мне кажется, никакое гениальное описание личностей и местности не может так оживить давнего прошлого, как несколько линий, удачно проведенных карандашом». Вспомнил, потому что художница с профессиональной ответственностью отражает реальность бытия каждой линией карандаша, каждым мазком кисти, показывая пример неконъюнктурного – на потребу дня, не коммерческого, а программного, одухотворенного высоким предназначением творчества. И потому истинную естественность изображаемого обеспечивают и колорит, и форма, и организация плоскости живописных полотен, ритмика которых «бьется» в продуманных до тщательности полутонах и игре светотеней в унисон с ритмом природных явлений. Ее «Дорога к морю» воспринимается настолько естественно, что кажется: вот-вот она приблизится, постелется в ноги и позовет в неизведанные дали, осиянные солнечными лучами, одарившими немые просторы своим животворящим теплом. Какое-то романтически щемящее чувство вызывает картина извечной темы «Пейзаж с птицей», где, как и в других полотнах, чувствуется чистого звучания отголосок слияния старой русской и украинской художественных школ и попытка по-своему создать ощущение монументальности пейзажа при своеобразном ракурсе сочетания переднего и дальнего планов, непосредственности, дремлющей в естественной первозданности натуры. О таких картинах говорят: поэзия в красках. 

Каждый художник, как и писатель, композитор, не лишен желания публичного признания. И вполне закономерно, что Галина Викторовна, никогда не стремившаяся к показной популярности, делится плодами своего творчества со зрителями, используя любую возможность, не пренебрегая малыми залами, хотя имеет за плечами участие в престижных выставках не только в Украине, а и в Англии, Венгрии, Италии, Финляндии, Франции.

Теперь, увидев работы мастера, я, вместе с другими зрителями, буду томиться тревогой, которой «дышат» и полузаброшенная «Русская усадьба» с безлюдным двором, и «Хата на берегу лимана», навевающая раздумья об одиночестве, и истосковавшиеся по воде лодки на берегу.

А плененный откровением первозданной чувственности полотна «Ранок», я подумал о том, что прекрасному и возвышенно-духовному не нужны позолоченная вычурность и созерцательно-мечтательные условности, изобретательная агрессия сиюминутной популярности. Оно само по себе прекрасно. Известна такая теория, по которой Творец, создавая мир, сначала заготовил его детали, а уж потом собрал таким, какой он есть. Так и художник собирает приглянувшиеся ему детали в окружающей его среде и затем располагает их на полотне, создавая неповторимую гамму красок, в которой, кажется, даже ветер имеет цвет. 

Подтверждением того, что искусство для Галины Викто­ровны стало духовным призванием, являются и работы, выполненные в стиле символического авангарда. Они, на мой взгляд, экспрессивны и, неся на себе печать очерченной замыслом эмпиричности, побуждают к мысленному поиску той философии, которая, основываясь на базисе испытанных и проверенных временем ценностей, позволяет предполагать очередную возможность будущего. В них подкупает соразмерно оправданный баланс между серьезностью и романтичностью, иронией и лиризмом, надуманностью сюжета и житейскими реалиями. Общее от них впечатление сошлось на работах из серии «Отражение», в коих просматривается некая спираль восхождения к добрым изменениям, пробивающаяся через барьеры золоченой короны запретов.

О творческом вкладе каждого художника в сокровищницу искусства свидетельствует не количество созданных им произведений, а их качество. Побывав на выставке, убедился в том, что для Галины Лекаревой-Никитиной самое важное – посеять зерна своих творческих поисков на благодатную почву духовности, побуждающей к осмыслению истинных ценностей земного бытия. Ибо, как сказал Иван Франко, жизнь коротка, искусство бесконечно.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті