Памяти строителя мостов

…По работе я часто езжу по городу и области, и неоднократно мне случалось пересекать мост через Хаджибейский лиман, кататься по эстакадам Одесского морского порта. Однако за время своих странствий я ни разу не задумывалась о том, кто и зачем возвел эти сооружения, насколько была бы труднее дорога без них. Ничего не знала я и о заслуженном строителе Украины Виталии Прилипко, под руководством которого эти масштабные строительные проекты были выполнены. 

Десятого февраля Виталию При­липко могло бы исполниться восемьдесят лет. Его не стало в 2002 году, на шестьдесят пятом году жизни. Перед этим он долго болел, его здоровье сильно подкосила работа в зоне радиационного заражения. С пятого по двенадцатое мая 1986 года, в самые тяжелые дни, он находился в Чернобыле. Необходимо было предотвратить возможный пожар на реакторе. И если рабочие, поработав сутки, менялись и возвращались домой, то руководитель находился в зоне излучения все это время. Тогда почти никто не обладал полной информацией о вреде радиации. Знали только о тех, кто погиб сразу, а об отдаленных последствиях понятия не имели. Но даже после такого удара по организму строитель прожил еще шестнадцать лет, десять из которых навсегда переплелись с Одессой. За достаточно короткий срок под его руководством было реализовано множество строительных проектов.

– Мы приехали в Одессу в 1992 году, и это был очень тяжелый период: не было работы, было непонятно, как жить дальше, – вспоминает вдова строителя Майя Прилипко. – Но даже в этот период, когда все разваливалось, удалось найти, где и что строить. Нужно было выживать. Под руководством моего мужа в «Мостобуде» находилось двенадцать отрядов, в которых состояло около трехсот человек. Одесским сотрудникам нужно было кормить семьи, искать, где заработать. Денег всем не хватало, из-за чего рабочие были недовольны Виталием, но тогда по-другому не получалось. 

Тем не менее, работа людям нашлась и, что не менее важно, появились важные инфраструктурные объекты, облегчающие передвижение жителям города и области. Сначала это был мост через Хаджибейский лиман, строительство которого велось с 1992-го по 1997 год. Потом удалось договориться с Одесским портом по поводу возведения эстакады, позволившей грузовикам заезжать в порт, минуя оживленные городские маршруты. Благодаря этим работам удалось облегчить дорожное передвижение для автотранспорта, сократить общее время на дорогу. 

Майя Прилипко бережно хранит то, что осталось в память о ее муже. Черно-белые и цветные фотографии, вырезки из газет, поздравительные открытки. В комнатах их квартиры на видном месте висят портреты Виталия Иосифовича, панорамные изображения объектов, над которыми работал строитель. К одним он приложил руку частично, другие же вел от начала до конца. Так, например, известный Южный мост в Киеве на первых этапах строительства тоже был связан с фамилией Прилипко. Но самый большой след остался именно в Одесской области. 

– Работа была нервная, он все время стоял между двух огней, – рассказывает Майя Тимофеевна. – С одной стороны находился Киев, который брал деньги отсюда и уже потом высылал зарплату мостотряду. С другой стороны были сотрудники, которых возмущала подобная система распределения средств, и все претензии по этому поводу высказывались моему мужу. Он, конечно, особо не жаловался, не рассказывал ничего… Только вижу порой: не спит, вертится с боку на бок. Начинаю спрашивать, в чем дело. Он вроде начинает говорить, а потом: «Знаешь, хоть ты спи спокойно». И на этом все.

Виталий Прилипко ставил свою работу на первое место. Он думал о ней, находясь как и на строительных объектах, так и отдыхая дома. Хотя даже там свободную минутку выкроить бывало не так уж просто. На общение с семьей оставалось совсем мало времени. Возможно, это было просто попыткой оградить близких людей  от своих переживаний. Но в конце концов, разве так плохо всю жизнь посвятить любимому делу? Тем более что результаты приносят пользу людям много лет спустя.

Рубрика: 
Район: 
Выпуск: 

Схожі статті