8 февраля в Одесском художественном музее открылась фотовыставка Александра Синельникова «Окружающая реальность».
Экспозиция состоит из нескольких мини-выставок и небольших серий, где кроме результата поездок по городам и странам, можно увидеть одесский колорит, жанровые сцены, портреты и, конечно же, котов, а также то, что последнее время привлекает автора – это тени, отражения и абстрактные фрагменты, которые выглядят очень реалистично.
На выставке представлено более 100 фоторабот, сделанных за последние 10 лет, а также самые новые, ранее не показанные, максимально раскрывающие творческие направления и интересы фотохудожника.
Из свежих достижений Александра можно упомянуть и Гран–при ежегодного конкурса Одесской фотографической ассоциации и городского клуба фотографов «Фотон-2» . Титула «Снимок года – 2017» его «Гардеробщик» был удостоен в январе.
– Александр, увлечение творческой фотографией стало продолжением профессии?
– Нет. Появилось гораздо раньше. Помню, у каждого члена нашей семьи был фотоаппарат. Например, у мамы, которая любила фотографию с детства, был «Фотокор» – это даже не пленочный, а уникальный пластиночный фотоаппарат. И он до сих пор сохранился в семье. В 60-е годы появился «ФЭД -2». С 14 лет я его уже потихоньку «дергал», а когда у меня стало что-то получаться, мне понравилось.
Впервые выйдя с фотоаппаратом во двор, увидел торчащую из подвала кошачью морду, сфотографировал. Так на одном из первых снимков оказался кот, и до сих пор коты – мои любимые модели.
– Не зря ваши друзья, шутя, говорят, – «А кто Синельникова не знает в Одессе? Да его каждая кошка знает!»
– Это точно (смеется). В то время я сам проявлял пленки. Сидел в запертой ванной с красным фонарем и выключенным светом и печатал снимки. Помню этот запах и состояние, несравнимое ни с чем. Даже воспоминания об этом будоражат.
А сейчас время цифровых технологий. Это, конечно, удобно, быстро, хотя тоже есть свои сложности. Но все равно дело не в том, на что ты снимаешь, а что чувствуешь. Главное, как ты это изначально видишь.
– Что первоначально – объект, цель, желание?
– Ощущение. Если я почувствовал, что мне надо это сфотографировать, остановился или вышел из машины, или даже не выходя. У меня есть целая серия, снятая через окно автомобиля.
– В то время мальчик с фотоаппаратом – очень круто. Это были больше амбиции или уже необходимость?
– Мне это было интересно, я чувствовал, что мне это нравится, и я хотел это делать. Снимал в школе и во дворе своих друзей, но это не было творчеством, это было внутреннее желание. Интересен был сам процесс. Моя мама тогда работала на Одесской киностудии, и я провел там все детство. А потом, уже после окончания школы, пошел на киностудию и устроился ассистентом кинооператора. Мы обсуждали фотографии, говорили об искусстве, слушали лекции, постигали науку пленок и кадра. Много чего …
– И там тоже был «другой запах»?
– Да, запах творчества. Считаю, что этот период дал мне толчок к художественной фотографии. И начиная с 16 лет у меня уже стали появляться творческие работы.
Но в 21 год я попал на фирму «Свято» и стал обслуживать свадебные процессии. При том, что эта работа имела много плюсов: атмосфера праздника, коммерческая съемка и многое другое, она отодвигала на задний план творчество. И только когда я стал работать фотографом в музее, подошел к творчеству вплотную.
– Вплотную к прекрасному – в прямом и в переносном смысле?
– Получается да. (смеется)
Я занялся непосредственно авторской фотографией. Тогда совпали мои желания: появилось больше свободного времени, персональные выставки, поездки на пленэры. Я вступил в Союз фотохудожников Украины, стал ходить в Одесский клуб фотолюбителей «Город», и участвовать в различных презентациях одесских фотографов.
– Уверена, что опыт работы на свадьбах тоже пригодился. Сегодня, глядя на ваши фотографии, можно убедиться, что вы отлично разбираетесь в психологии женщин, знаете их тайные желания и мечты.
Отзывы о всех ваших работах – восторженные. Вы умеете удивить и обратить внимание на, казалось бы, простые вещи, своим особым «взглядом Синельникова».
Те мелочи, мимо которых множество раз пробегаешь в городе, запечатленные на ваших снимках, заставляют остановиться и задуматься о том, как много в жизни мы просто не замечаем.
Наблюдала, что любуясь, зрители застывают перед фотографиями, как будто только в этот момент рассмотрели, познакомились и поняли какая она – Одесса. Еще слышала, как они, делясь впечатлениями, называют свои любимые работы. А у самого автора есть любимые работы или любимый жанр?
– Интересны все жанры. В каждом можно увидеть новое и необычное. Старые работы, я, конечно, люблю. Но всегда нравится переживать ощущение рождения новой любви, когда вижу новый объект, модель, композицию, что угодно, и приходят импульс и желание это снять.
Прежде всего, меня, как гражданина, очень волнует все, что происходит в обществе. Невозможно жить, не вникая в политическую ситуацию или делать вид, что тебя не касается. Поэтому я стараюсь быть в центре всех событий и запечатлевать их.
В последние годы есть такое ощущение, что что-то меняется. В своем кругу это не так заметно, потому что друзья, единомышленники – всегда такие же как ты. А только выходишь из своего круга, видишь, что люди стали другие. Многие напряженные, депрессивные, печальные. Обидно видеть, как разрушается город. Невозвратно исчезают какие-то фрагменты и целые здания.
– Это настроение отражается в ваших работах? Они тоже стали другими?
– Нет. Не стали. В фотографии меня привлекает возможность показать мир вокруг нас во всем его разнообразии. Именно поэтому в непростой период нашей истории хочется делать позитивное – такие работы, от которых люди становились бы добрее и светлее.
– Традиционный вопрос о творческих планах.
– Я никогда не строю планы. Люблю когда, как в творчестве, так и в жизни, все рождается спонтанно. Так состоялась моя поездка в Марсель в рамках выставки наших городов-побратимов «Марсель – Одесса. Перекрестный взгляд». Кроме того, что это прекрасный обмен опытом, так еще и пропаганда нашей страны, города и нашей культуры за рубежом. Стараюсь не упускать возможность ездить в другие города, где происходят выставки, и общаться с творческой средой.
Показ работ и живое общение – это очень важно, потому что фотография живет только тогда, когда ее показываешь.
– Что хотят о нас узнать за границей, и что показываете вы?
– Я люблю снимать все, что производит на меня впечатление, в том числе и наши «развалюшки», но за границей я показываю только позитив. Заметил, что иностранцы, приезжая к нам, непонятно зачем, стараются запечатлеть негативные моменты, развалины и подобное. Думаю, что нам здесь надо решать свои проблемы самим, а за границей показывать положительные моменты, красивые лица, интересных людей, хорошее настроение, и, конечно, наших замечательных кошек (задумчиво улыбается).
Считаю, что это правильно. У нас есть позитив и есть чем гордиться.
Досье «ОВ»
Александр Синельников – член правления Национального Союза Фотохудожников Украины, зам. председателя одесского клуба фотографов «Фотон -2» и руководитель фотогруппы «Город». Работает в Одесском музее «Западного и Восточного искусства» и Одесском художественном музее.
Синельников призер многих одесских и всеукраинских выставок и участник различных национальных и международных фотосалонов и конкурсов. Провел более 20 персональных выставок в Одессе, других городах Украины и за рубежом.


























