«Мелодия» Гарольда Неймарка

Гарольд Неймарк родился в 1938 году в Одессе. Но с 1962 года работает в Туркменистане. Так уж сложилось, что, получив музыкальное образование сначала в классе Фаины Макстман и Артура Зицермана в Одессе, в детской специальной музыкальной школе имени профессора П.С.Столярского, затем он поступил в консерваторию, где обучался у ученика Ф.Е. Макстман профессора А.А. Станко. Далее была аспирантура музыкально-педагогического института имени Гнесиных в Москве у профессора М.И. Фихтенгольца – ученика П.С. Столярского. Ну а делать профессиональную карьеру Неймарк отправился в далекий Туркменистан. 

И поскольку школа имени Сто­лярского всегда славилась яркими выступлениями ансамблей скрипачей, Гарольд Исаакович и там предложил создать такой коллектив. Назвали его «Мукам», что означает «мелодия». С тех пор прошло много лет. Коллектив развивается при постоянной поддержке глав страны. Участниками «Мукама» были уже более четырехсот музыкантов. Стало доброй традицией, что ни один государственный праздник в Туркменистане не обходится без выступления этого коллектива. Особенно слушатели любят, когда скрипачи радуют их задорными мелодиями, проходя по центральным улицам Ашгабада. 

Рядом с Гарольдом Неймарком трудятся лауреаты премии Пре­зидента Туркменистана педагог-репетитор Гозель  Сейитниязова и концертмейстер Майя Максудова. 

Гарольд Неймарк – народный артист Туркменистана. Ука­зом Президента Гурбангулы Бердымухамедова, в связи с 80-летним юбилеем, руководитель ансамбля скрипачей «Мукам» награждён орденом  «За великую любовь к независимому Турк­менистану». 

Преподаватель скрипки высшей категории отделения струнных музыкальных инструментов специальной музыкальной школы-интерната при Туркменской национальной консерватории Гарольд Неймарк удостоен награды  за выдающиеся достижения в укреплении независимости и суверенитета Туркменистана, развитии отечественной культуры и музыкального искусства, культурных связей страны с другими государствами, воспитании подрастающего поколения, а также особые заслуги перед государством и народом, многолетний добросовестный, самоотверженный и образцовый труд.

–  Целью моей деятельности все эти годы было показать, что туркменские дети музыкально одарены и могут исполнять все: произведения национальных авторов, классику и современную скрипичную музыку. Еще задолго до создания ансамбля скрипачей я с учащимися республиканской музыкальной школы летал на вертолетах к пограничникам, и они слушали лучшие классические произведения. В благодарность за такую миссию мне присвоено звание «Почетный пограничник II степени». 

Именно Гарольд Неймарк предложил объединить звучание скрипки с народными туркменскими инструментами, например,  дутаром. И его коллектив стал настолько популярным, что теперь ансамбли скрипачей есть во всех крупных музыкальных школах страны. 

Скрипачи-виртуозы прославленного коллектива «Мукам» очень любят исполнять «Вечное движение» Никколо Паганини, увертюру Исаака Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта», наполненную шумом волн, морского прибоя, тайнами и приключениями, оригинальное произведение «Караван» Реджепа Реджепова, музыку к фильму «Список Шиндлера» и «По­лет скрипок» Мурада Кажлаева. 

Один из концертов Вольфганга Амадея Моцарта для фортепиано с оркестром был впервые в истории исполнен в сопровождении ансамбля скрипачей «Мукам». Тогда партию фортепиано исполняла пианистка из Германии Розвита Ломер. Переложение произведения для ансамбля скрипачей сделал сам Гарольд Неймарк. 

Наблюдая за Гарольдом Исаако­вичем, слушая его, замечаешь, как загораются глаза, когда он начинает рассказывать о своих воспитанниках, о том, как помогает им почувствовать и понять уникальный мир музыки, душу богини этого мира – скрипки. 

 – В подходах каждого педагога к учебному процессу есть детали, – говорит Неймарк. – Если этих деталей будет слишком много, исполнительская манера ученика станет хаотичной. Потому в работе со своими подопечными я ценю их верность авторскому стилю исполняемого произведения, поиск своего прочтения, не навязывая свою точку зрения. Именно это и формирует индивидуальность музыканта.

Точно так же – проникновенно и глубоко общался с детьми Петр Столярский. Может потому, даже если его ученики и не становились профессиональными музыкантами, о скрипке и о ее влиянии на формирование их личности не забывали никогда. 

Свой коллектив Гарольд Неймарк привозил в Одессу 12 лет назад. Для детей это превратилось в прекрасное приключение  – они увидели город у моря, город, где очень любят музыку. А их руководитель не только побывал на родине, но и подтвердил, что остался верен прекрасным скрипичным традициям одесской школы.

Нынешней осенью состоится очередной международный фестиваль «Золотые скрипки», на который съедутся выпускники школы имени профессора П. С. Столярского и их ученики со всего мира. С каждым годом участников становится все больше – из них вполне можно составить несколько полных составов скрипичных групп  симфонического оркестра. И наш земляк мечтает вновь побывать в Одессе,  дать возможность своим воспитанникам выступить в стенах легендарной школы Столярского, почувствовать себя причастными к великой скрипичной школе. Да и произведения одесских композиторов есть в репертуаре «Мукама». Это пьесы Юрия Знатокова, а также «Воспоминание о Битлз» и «Забытые страницы американского джаза» Александра Красотова. 

Так что сюрпризы для наших земляков уже готовы. Остается надеяться, что музыкантам из Туркменистана хватит времени и поддержки с обеих сторон, чтобы, преодолев границы государств, окунуться в единый прекрасный мир музыки очередного фестиваля «Золотые скрипки».  

На снимке: Г.Неймарк с женой Зинаидой

Фото Александра Вакуленко

Район: 
Выпуск: 

Схожі статті