Отголосок Юрского периода

8 февраля этого года остановилось сердце Великого Актера, Народного артиста РСФСР Сергея Юрского. Боль этой утраты пронзила без преувеличения всех жителей 1/6 части суши и, конечно же, одесситов, в памяти которых он остался, прежде всего, создателем образа Великого комбинатора Остапа Бендера.

Сергей Юрьевич любил Одессу, много снимался на Одесской киностудии, часто бывал в нашем городе. И в эти скорбные дни мне захотелось вспомнить один его очень короткий визит. Многие помнят, с каким подъемом проводился в 1988 году. Первый одесский кинофестиваль популярных жанров «Золотой Дюк». На него съехались самые яркие звезды советского кино, и одной из ярчайших был, несомненно, Сергей Юрский.

Помню его концерт в ДК Поли­технического института, где в первом отделении выступали какие-то заезжие звезды эстрады. Их выступление прошло «на ура», зал то и дело взрывался аплодисментами. Но когда во втором отделении на сцену вышел Юрский и прочел не самый сильный монолог Михаила Жванецкого — «Ломаю подкидные доски, ухожу из большого спорта» — зал понял, кто здесь Мастер, а кто просто так погулять приехал.

Мои коллеги помнят, что в тот приезд Сергей Юрьевич был чем-то недоволен и никому не давал интервью. Но мне все же удалось задать ему несколько вопросов. Я догнал его после концерта в узком служебном коридоре первого этажа.

— Нет-нет, никаких интервью, я спешу на самолет, — пресек он мою попытку.

— Да это не интервью, Сергей Юрь­евич, мне просто самому интересно, что думает Остап Бен­дер о первом международном Васюкинском турнире? — схитрил я.

Мэтр кашлянул, остановился на ступеньках ДК, сказал: «Умеют-таки одесские журналисты формулировать» и начал отвечать.

Это, действительно, не было интервью. Я ничего не записывал, а просто спрашивал. И то, что удалось запомнить почти дословно, потом было опубликовано в газете «Моряк» под заголовком 

ИНТЕРВЬЮ С ОСТАПОМ БЕНДЕРОМ

Командор прибыл в Черноморск спецавиарейсом «Золотой Дюк» из Москвы.

— Я прибыл отнюдь не командовать парадом, — сказал он при встрече, — для этого есть достаточно молодых энергичных людей. Я приехал за впечатлениями.

И вот в разгаре фестивальной суеты мы снова встретились с создателем наиболее яркого образа великого комбинатора на экране.

— Сергей Юрьевич, скажите, каковы первые впечатления Остапа на первом международном Васюкинском турнире?

— Мне кажется, что пока турнир напоминает очень красиво разрисованное пасхальное яйцо. Все ярко, красочно, празднично, но это лишь скорлупа.

— А что же под скорлупой? Соответствует ли ее раскраска яркости содержимого?

— На этот вопрос я пока не могу ответить однозначно. Это станет ясно в конце фестиваля, когда выяснится, насколько совпали или не совпали мнения профессионального жюри и зрителей. И я очень хотел бы, чтобы они совпали. Это бы и значило, что фестиваль удался.

— А какое из событий фестиваля, на ваш взгляд, наиболее значительно?

— Я считаю, что наиболее значителен сам факт подобного фестиваля. Кинематографисты начали серьезный разговор о том, как жить дальше, как снимать кино вне отрыва от зрителя. Знаменательно наличие двух центров — профессионального и зрительского. Впервые делается попытка прислушаться к зрителю, открыть уши для его мнения. А ведь это только переходный этап к тому, чтобы открыть сердца. И сейчас важно, чтобы этот этап не затянулся.

— Какие вы видите пути развития у популярных жанров отечественного кинематографа?

— Во-первых, мне кажется, что сам термин «популярные жанры» несколько искусственен. Это просто более мягкое название коммерческого кино. Долгое время у нас считалось популярным не то, что нравится зрителям, а то, что, с точки зрения начальства, «требуется народу». Это была одна крайность. Сейчас мы, наконец, заговорили о кассовом кино, и здесь важно не броситься в другую крайность — когда коммерция заслоняет искусство. Я считаю, что кинематограф должен выражать то, что чувствует художник, сердце которого раскрыто зрителям.

— И последний вопрос: что Остап Бендер хотел бы пожелать жителям Черноморска?

— Одесса — удивительный, улыбающийся город. Я знаю все ваши беды, и если после всего того, что сделали с Одессой, вы еще не разучились улыбаться, то вы тем более не разучитесь это делать, когда беды будут позади. Что пожелать одесситам? Чистого моря, свежего воздуха и родного города.

Рубрика: 
Район: 
Выпуск: 

Схожі статті