Искусство без слов

В знойной  Одессе этим летом кипит не менее жаркая фестивальная жизнь, которая  не затихает ни днем, ни ночью.  

В прошедшие выходные своих гостей встречал единственный в Украине и крупнейший в Восточной Европе фестиваль архивного кино и современной музыки  «Німі ночі - Mute Nights Festival».

В рамках этой масштабной культурной акции на большом экране  показали  фильмы украинского производства, которые  были забыты в течение почти века, в живом  музыкальном сопровождении  украинских и зарубежных исполнителей.  А  также были представлены творческие перформансы, сочетающие  музыку и  пантомиму - наиболее выразительные составляющие актерского мастерства эпохи немого кино.

 Зрители увидели   репремьеру запрещенной авангардной работы Ивана Кавалеридзе «Штурмовые ночи»  и комедию  «Приключения полтинника»  Акселя Лундина -  одну  из немногих уцелевших  детских комедий, недавно возвращенную  в Украину из российского Госфильмофонда.

Уже второй год кинопоказы проходят  одновременно в двух городах, в двух центрах украинской киноиндустрии немой эры – с 20 по 22 июня в Киеве, а с 22 по 23 июня в Одессе - городе рождения фестиваля.

О том, как пришла идея этого фестивального движения,  и что представляет собой  это событие, рассказал исполнительный директор и пресс- атташе фестиваля Андрей Сечковский:

- Фестиваль «Німі ночі»  был основан в 2010 году.  Идея пришла Ивану Козленко, который, собственно,  является президентом и арт-директором  фестиваля и параллельно - генеральным директором Центра Довженко в Киеве.  Это крупнейший кинематографический центр в Украине - архивный фонд, где собрана наиболее полная коллекция немых фильмов,  который сейчас активно работает во взаимодействии с другими международными архивными фондами, что позволяет нам возвращать какие-то, казалось бы,  утраченные фильмы  в Украину, реставрировать их и демонстрировать, в том числе, на фестивале. 

Если в Одессе, например, показы происходят только раз в году, и периодически мы делаем  какие-то отдельные мероприятия, то в Киеве на базе Довженко это происходит несколько чаще, и не всегда в формате фестиваля. Одно время были показы во Львове, в рамках проекта «Коло Дзиги», который посвящен реактуализации немого кинематографического наследия.

Как известно, в начале прошлого века  украинский кинематограф был в авангарде мирового кинематографа и подарил миру имена  Александра Довженко, а также многих других серьезнейших режиссеров, в частности:  Дзиги Вертова, чье  кино интересно тем, что показывает жизнь Одессы и Киева в послереволюционные годы в виде кинохроники, и Ивана Кавалеридзе, чей фильм «Штормовые ночи»  увидели  на фестивале.  

Этот фильм, снятый в 1931 году на Одесской кинофабрике объединения «Украинфильм»   по собственному сценарию Кавалеридзе, был запрещен к выпуску и не вышел в прокат, а также не был включен в многотомный аннотированный каталог «Советские художественные фильмы» за то, что  «выхолащивал социально-политическое социалистическое строительство…».  И соответственно,  он  долго был недоступен  для массового зрителя.

Эти и многие другие режиссеры, которые работали здесь, в Одессе, в Киеве и в Харькове, объединяли три основных кинематографических центра  Украины.

Исполнительный продюсер «Немых ночей» Екатерина Мальцева  на вопрос,  чем отличается нынешний фестиваль, отметила:

- Впервые в  этом году, благодаря поддержке департамента культуры Одесского городского совета, наш фестиваль удалось сделать  бесплатным  для посетителей.  Также впервые у него новая локация – это  сцена Летнего театра в Горсаду, что вызвало немало толков среди разных людей. Но мы надеемся, что диалог и компромисс  найден. Самое главное, что здесь не произошла застройка, и очень важно, что фестиваль все-таки состоялся.

 Фестиваль невозможно окупить просто с продажи билетов, и мы во многом зависим от поддержки различных культурных институций, грантовых программ и так далее. В этом году ее оказалось минимально, и в тот момент, когда мы уже отчаялись и думали, что придется сделать паузу,  департамент культуры пришел к нам на помощь, и  предложил провести его здесь,  сделав  свободный вход.  Это имеет огромное значение, поскольку фестиваль  имеет важнейшую образовательную  и просветительскую  миссию. Хотелось бы, чтобы как можно больше людей увидели столь необычное искусство и в такой оригинальной подаче. 

К сожалению, мы ограничены по времени, так как не можем начинать показ до темноты, чтобы было видно экран, и ограничены режимом тишины, то есть должны закончить  до 23-00. Соответственно было принято решение, что в рамках фестивальной программы, во втором отделении мы показываем по одному фильму, а  в первом – музыкально-пластические перформансы.  Музыканты во взаимодействии с актерами искусства пантомимы  создавали уникальные образы, что очень заинтересовало зрителей, так как известно, что пантомима  - это одно из самых выразительных актерских средств, и поэтому оно очень перекликается с концепцией самого фестиваля, в рамках которого мы показываем фильмы двадцатых годов прошлого столетия  в современном переосмыслении.

Помимо основной программы фестиваля, как и всегда,  была представлена параллельная программа в виде лекций, выставок плакатов, фильмов тех лет. 

Рубрика: 
Район: 
Выпуск: 

Схожі статті