В мире духовности день святой троицы

ИЗ НАСЛЕДИЯ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА КРАВЧЕНКО

В десятый день по Вознесении Иисуса Христа, во время иудейского праздника Пятидесятницы, в девятом часу утра все апостолы собрались в Иерусалиме, в Сионской горнице, где была совершена Тайная вечеря. Здесь и последовало обетованное сошествие (излияние) Святого Духа, Который при сильном ветре в виде огненных языков снизошел на апостолов и сделал их способными к чудесной речи на различных языках. С получением даров Святого Духа робость учеников уступила место воодушевленному мужеству.

Апостол Петр произнес слово, наполненное святым воодушевлением. Речь апостола объясняла происшедшее событие, как исполнение пророчества об излиянии Духа Святого, что последовало после Воскресения убитого беззаконниками Христа. Апостол призвал всех к покаянию и крещению. Проповедь имела большой успех.

Апостолы возвещали Иисуса Христа как Мессию, пострадавшего и преданного на смерть по словам пророков. Главное доказательство мессианского достоинства Христа представляет Его Воскресение, свидетелями которого и выступили апостолы.

Признание Христа Мессией и Сыном Божиим было условие спасения.

В день Святой Троицы прилично говорить о вере в Нее. Сегодня чествуем мы праздник Пресвятой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы. Трудно смотреть на солн¬це. Еще труднее взирать мысленными очами на Солнце, дающее дыхание и жизнь всему живущему. Смотря на вещественное солнце незащищенным взором, можем помрачить глаза. Когда только своим ограниченным разумом воспринимаем источник Жизни и Подателя благ – Господа, можем привести ум в смятение. Потому ослеплены многие древние, да и теперешние сектанты, что не пользовались Божественным органом духа. Они взирали на Бога только своим умом, не видя славы и силы Святой Троицы. Мы же, вслед за великими святителями Церкви, возьмем себе в помощь Слово Божие, которое приблизит нас к познанию Божественной истины, становящейся благодаря сверхкороткому и сверхъестественному учению близким, понятным и сродни нашему духу. Бог – Един. Издревле мы слышали священную эту заповедь. И тот же Бог свидетельствует нам через святое слово, через апостола и евангелиста Иоанна Богослова: “На небе свидетельствуют три: Отец, Сын и Дух Святой. И все Три едино суть” (І Иоан. 5, 8).

Сам Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь, говорил: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа”. (Мф. 28, 19). Эти слова отозвались в апостольских сердцах. Они пошли просвещать всех людей к познанию Бога Единого, но Троичного в Ипостаси (в лицах), крестили всех во имя Святой Троицы. Так научили святую Церковь, а это учение неповрежденным пришло к нам через две тысячи лет. Мы храним то, что открыл нам Сам Господь. Что совершает Отец, совершает и Сын, и Дух Святой соприсутствует, имея ту же волю, силу, честь и славу, всемогущество и державу со Отцом и Сыном.

Единосущная Троица, единосущная и нераздельная по существу, но личная в ипостаси, в благодеяниях к нам и по свойствам являет себя различно. Бог-Отец – источник жизни, Бог-Сын рождается предвечно от Отца, во времени от Девы рождается на земле. Бог-Дух предвечно исходит от Бога-Отца. Нераздельная, всему дающая жизнь Святая Троица. На всем, что сотворено, лежит Ее отпечаток. Во времени, в пространстве, природе и человеке мы видим печать Святой Троицы. Так, время – одно, но оно состоит из прошедшего, настоящего и будущего. Пространство – одно, но оно имеет длину, ширину и высоту. День имеет утро, полдень и вечер. Ночь – сумерки, полночь и рассвет. Во всем творении видится печать Святой Троицы в единстве, а особенно у человека. Он также имеет тело, дух и душу; волю, ум и чувство. Во всем многообразии мы находим единство и наоборот – единство в многообразии.

В нашем спасении виден промысел Святой Троицы. Отец – начало нашего бытия. Когда мы пали, Он послал Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, спасти погрязший во грехе мир. Сын взял ответственность за нас и искупил грех человека Своей Кровью.

Святой Дух возрождает, освящает, увещевает, призывает и влечет ко спасению. Троица тремя ипостасями принимает участие в нашем спасении. Един Бог и Одному Богу мы поклоняемся. Бог самобытен, имеет жизнь предвечную. Он также предвечно рождает Сына. Святая жизнь проявляется в исхождении Святого Духа от Отца.

Как мысль рождается у нас, подобно тому внезапно рождается от Бога Сын, и Дух Святой исходит от Него.

Всемогущий Бог есть Дух. Он не имеет нашей телесной формы, и потому мы не можем понять Его Божественную жизнь. Мы все имеем душу, но свойств ее познать не в состоянии. Не можем понять всю внутреннюю жизнь. Как же можно познать Сотворившего нашу душу? Однако мы стремимся приблизиться к Богу, приподнять покров непостижимой тайны, стремимся взлететь душой и приподняться над земным, по благодати Божией приближаясь к творцу. Может быть, наше серд¬це испытывает пустоту из-за того, что сосуд его открыт отверстием вниз, и роса благодати попасть в сердце не может. Поставим сосуд нашего сердца так, чтобы оно наполнилось святым духовным дождем, излилась в небо небесная роса, и святая радость и любовь наполнят наше существо.

И, как говорит Писание, “не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его”. (І Кор. 2, 9; Ис. 64, 4). Аминь.

Праздником Пятидесятницы положено начало Церкви Христовой. Блаженный Августин ясно свидетельствует, что этот праздник существует в Церкви со времен апостольских. В древности под именем Пятидесятницы подразумевали и время в пятьдесят дней от празд¬ника Пасхи, и сам праздник в память сошествия Святого Духа на апостолов, т.е. Пятидесятницу в собственном смысле. Пятьдесят дней после Пасхи юная христианская Церковь посвящала радованию о Воскресении Господа. Запрещались в эти дни поклоны, как напоминание о падении человека. В самый день праздника древняя Церковь торжественно совершала крещение оглашенных (т.е. просветленных истинами христианской веры, но не принявших еще таинство крещения). В IV веке были составлены святым Василием Великим изумительные молитвы, до сих пор читаемые в день праздника на вечерне. Святым Григорием Богословом (IV в.), Романом Сладкопевцем (VІ в.), Иоанном Дамаскиным (VIІІ в.) написаны в честь праздника возвышенные песнопения. До сего дня их поет Святая Церковь.

В следующий за Пятидесятницей Понедельник вспоминается праздник в честь Святого Духа. К особенностям праздника Пятидесятницы относится обычай украшения храмов, как и домов верующих, ветвями деревьев, травой и цветами. Так праздновала Пятидесятницу и церковь ветхозаветная. В этот день приносили в храм начатки жатвы. Была украшена зеленью и Сионская Горница. Теперь ветви и цветы приносятся Богу, как символ весны, символ Церкви Христовой, которая процвела с явлением в ней благодати Святого Духа. Наконец, как символ будущего Воскресения наших умерших, о которых христиане особенно молятся в этот день.

В день праздника Святой Троицы Церковь поет такое величание: “Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим”.

Выпуск: 

Схожі статті