Сусанна АЛЬПЕРИНА: «Мне часто снится дом на Канатной»

Девятый Одесский международный кинофестиваль. Внеконкурсная программа «Специальные показы». Документальный фильм-размышление «INTO_нация большой Одессы» режиссера Александра Бруньковского собрал зал на полтысячи мест в Фестивальном центре «Родина». Продюсером этой впечатляющей работы стала одесситка Сусанна Альперина, давно живущая в Москве.

- За то время, что мне доверили работать директором Московского «Одеколона» - одесской колонии в Москве  или, говоря другими словами, директором Московского отделения Всемирного Клуба одесситов  - разных идей и их воплощений было немало, - рассказывает Сусанна. - Одесситы ведь гиперталантливые люди.  Цитирую Жванецкого, который сказал так: «О Боже, сохрани этот город, соедини разбросанных, тех, кто в других местах не может избавиться от своего таланта и своеобразия».   

 Известно, что «браки заключаются на небесах» - так получилось и с фильмом  «INTO_нация большой Одессы». Он так же, как и другие проекты, о которых я говорила, был задуман еще до всем известных событий, которые раскололи наши страны. В 2013 году мы познакомились с режиссером фильма Александром Бруньковским. Меня подкупило то, что он — ученик Марлена Хуциева, к тому же в его фильмографии есть документальные картины о  Марке Донском (одесситам и не только это имя многое говорит), а также - о  Тонино Гуэрре и его жене  - Лоре.  Наши интересы совпали. Александр «носил в себе» фильм об Одессе — городе, где он родился, где прошли его детство и юность. Я давно готовилась написать книгу о своей Одессе, об уникальном Театральном классе, где повезло учиться, об одесском филфаке, о газетах «Вечерняя Одесса» и «Одесский вестник», где прошли «мои университеты», о Всемирном Клубе одесситов, и о тех людях, которых встречаю в разных городах и странах сейчас, потому что много перемещаюсь по миру, как журналист.

 Долго мы не мудрили — начали сразу снимать. Первыми героями наших совместных съемок были Аркадий Мартыновский — наш одессит, один из руководителей космической корпорации «Энергия», и  режиссер, литературный секретарь Михаила Жванецкого Олег Сташкевич.  

В нас поверили, нам дали первые деньги на съемки. Наши одесситы — просто так. Но политические события дали себя знать, и в 2014 году мы остановились. Тем временем отснятый первый материал, что называется, «жег сердце» и нужно было что-то предпринимать. Либо класть все «на полку» до лучших времен, либо искать пути, как  продолжать задуманное. Было бы неправдой сказать, что нам не предлагали в это время средства. Но взамен требовали определенных политических «услуг». Согласиться на это мы не могли.

 Идея выйти на краудфандинг (народный сбор средств) у нас была с самого начала, но мы собрались ее реализовать уже на этапе постпродакшн либо же  -  для рекламной компании фильма. Однако стало ясно, что, если  мы ничего не будем предпринимать - фильм не получится.

Так мы пришли на крупнейший краудфандинговый портал Planeta.ru. Кто знает правила  - то понимает, что для привлечения денег на фильм нужны лоты. И в этом плане одесситы, что называется, «навалились всем миром». Известный бизнес-тренер Радислав Гандапас,  художник Геннадий Гармидер, Марлен Хуциев, «Квартет И», Михаил Жванецкий, Владимир Алеников, Петр Налич, Иосиф Райхельгауз и многие другие давали нам книги, диски, приглашения на спектакли, автографы.... И дело сдвинулось. Более того — нам помогали во время съемок. Одесситы в разных странах предоставляли нам свое жилье, создавали условия для работы.

 В какой-то  момент мы поняли, что материала в разных странах отснято уже довольно много, а в Одессе мы еще не снимали. Съемки в Одессе  - разговор особый. Но нам и тут помогли.  В первую очередь  Всемирный Клуб одесситов  - многие герои нашего фильма найдены  с его помощью. Причем, начал нам помогать еще при жизни Аркадий Креймер, и его имя  - в титрах фильма. Без Евгения Голубовского вице-президента ВКО мы тоже бы не обошлись. Им найдены почти все наши молодые герои и еще некоторые люди, которые в первый  фильм не вошли. Кстати, в начале фильма можно увидеть эмблему московского «Одеколона» - нарисовал ее известный художник театра «Ленком», наш земляк Олег Шейнцис.  

 Нам помогал  Одесский международный  кинофестиваль — мы представляли будущий фильм в секции Work and Progress в 2016 году, параллельно снимая его. Нашелся одесский партнер — Валерий Калмыков и его компания «Труман Продакшн». 

 Мы взяли на себя определенные обязательства перед людьми  - теми,  кто был с нами рядом, кто поддержал. Озвучили дату выпуска фильма и … не уложились. Слишком много материала  - 48 часов отснято. На этом этапе к нам подключился режиссер монтажа Сергей Гарькавый. Он специализируется на жанрах документальных и биографических фильмов, на его счету немало заметных работ. Нам подарил свою музыку классик - композитор Владимир Мартынов.   Но в картине еще присутствуют композиции молодого, и  при этом уже знаменитого автора Дмитрия Носкова, к которому всерьез относятся даже  голливудские студии. Он участвовал  в  написании  музыки к фильмам «Притяжение» и «Салют 7». 

Наверное, рассказываю много, но нелегкий путь по созданию фильма мы проходили пять лет. Реальность менялась на глазах. И нам нужно было сделать так, чтобы картина  «INTO_нация большой Одессы» оставалась актуальной. Насколько это удалось — оценит зритель.

 - Сусанна, в фильме высказались одесситы, живущие в Европе и Израиле, на показе прозвучало, что следующая картина будет посвящена одесситам в Штатах и Австралии. Когда начнете работу над ней?  

- Она уже идет. Когда мы поняли, что материала очень много и остановиться  трудно, режиссер Александр Бруньковский  предложил сделать этот фильм под  условным названием «ближний круг». А заокеанские съемки — это вторая часть под названием «дальний круг». Ведь в чем была сложность? В первом фильме 30 героев, это очень много. Все они  - за одним-двумя необходимыми исключениями -  одесситы по рождению.  О каждом из них можно снимать отдельное документальное  кино. Неля Харченко, Ирина Ратушинская, Дора Шварцберг, Оксана Фандера и другие  достойны личных биографических картин. 

Сейчас у фильма  «INTO_нация большой Одессы»  фестивальный период, создается его судьба. Он уже в каком-то смысле сам управляет нами и идет своим путем. Например,  с 9-го Одесского международного кинофестиваля мы уехали в определенной степени легендой. Нас назвали «фильмом, который победил футбол». Потому что в день финала Чемпионата мира мы собрали зал -  полтысячи человек. Нам бы очень хотелось привезти фильм на спецпоказ на День города в этом году. Впереди еще международная премьера и выход в прокат. Именно прокат покажет, соберем ли мы деньги на работу над второй частью. Радостная новость: инвестор для поездки в Америку и Австралию у нашей картины уже нашелся. Как раз во время нашего нынешнего приезда в Одессу. И в этом также помог Всемирный клуб одесситов. Работу планируем начать основательно в 2019 году. Но уже в 2018-м представим идею проекта на питчингах в деловых секциях нескольких кинофестивалей.

- Можно спросить о причинах, побудивших тебя лично уехать из Одессы?  

 - Причина отъезда проста - хотелось чего-то большего. Учиться, развиваться. В нашем фильме «INTO_нация большой Одессы» снимался режиссер Михаил Левитин, который хорошо поясняет причины отъезда, мол, одесситам хочется узнать, «что там за морем». Вот и мне с подругами, одноклассницами - хотелось. Из нашего Театрального класса многие уехали, почти все - за продолжением творческой карьеры. Поскольку все, что умела на тот момент - это петь и писать, выбрала второе. Были и  более серьезные личные причины, но вот эту тему - того, что  ни один человек не уезжает просто так, у каждого за этим, как правило, стоит какая-то боль, мы хотим поднять во втором фильме. Как и многим героям фильма, мне часто снятся одесские улицы. Причем  - не могу объяснить, почему именно они. Есть, например, дом на Канатной - ближе к морю. Почему часто снится именно он - пояснить не могу.

- Через весь фильм проползает симпатичная улитка, везущая на себе свой домик, вот так и одесситы, которые находят на границей похожие дома, улицы, создают иллюзию, будто никуда и не уезжали…  Есть ли у тебя свои личные  одесские уголки в Москве?

-  Конечно же, очень скучаю  по одесской еде. Тут и продукты другие, и готовят иначе, и вообще - какие бы вкусности  ни ела, с одесской едой, на которой выросла, для меня лично ничто не сравнится. Есть несколько  мест, куда наведываюсь время от времени. Кафе «Одесса-мама», хотя там хозяева и не одесситы, в чем-то дух города уловить они сумели.  Ресторан «Бабель». И ресторан «Дюк-Дюк», где по рецептам своей бабушки Фаины готовит Ларочка Кацова. Ее карпа, котлетки с зеленью «фифти-фифти» и паштет из скумбрии забыть невозможно. Иногда собираемся с одесскими друзьями и что-то эдакое готовим дома.  И, конечно же - театры  Михаила Левитина и Иосифа Райхельгауза, не говоря  уже о «Квартете И». Короче говоря, уже могу водить экскурсию на тему «Одесса в Москве» - даже знаю, где тут есть улица Одесская.

 - Квартиры Анатолия Кон­туша и Доры Шварцберг, показанные в фильме, порадовали одесским антиквариатом, одесским стилем. Обстановка в твоем доме насколько напоминает об Одессе?

- Задумываясь о ремонте, даю себе слово организовать отдельный одесский уголок. Столько всего накопилось… Мне нравится слово «Одессика». Использую его при оформлении этого уголка в каком-нибудь контексте. Нужно привести в порядок архив и уже, наконец-то, сделать это. На стенах у меня висят рисунки - графика Геннадия Гармидера.  Александр Бруньковский - он по образованию не только режиссер, но и художник - окончил одесскую «грековку», подарил мне акварели, на  которых изображен наш город, некоторые из этих работ вошли в наш фильм. У меня собралась целая библиотека - книги с автографами и без, которые  так или иначе касаются Одессы. В ней книги моего папы Ильи Альперина   (он представлялся  «старым одесситом»), моей учительницы Ольги Сергеевны Кашневой.  Сейчас новые книги мне подарили Евгений Голубовский, Александр Галяс, чудесный фотохудожник Александр Синельников. Творчество этих людей я очень ценю.  Подшивки журнала «Фонтан», газеты «Всемирные одесские новости», юмористические одесские сувениры (многие прислал мне Григорий Барац), диски, на которых фильмы и музыка об Одессе... Сейчас мечтаю о диске с новым  фильмом Михаила Сегала «Слоны могут играть в футбол». Он только что вышел, проходит по фестивалям, но в нем удивительно и неповторимо снята Одесса. Книги поэта Анатолия Гланца, героя нашего фильма Анатолия Контуша, диски с записью группы «Мамины дети» Валерия Черниса, композиции Валентина Кубы...  Я, кажется, не могу остановиться, вспоминая о своих домашних «одесских сокровищах»…

Справка «Одеських вістей» 

Сусанна Альперина - журналист, писатель, продюсер. Место работы - редактор и обозреватель «Российской газеты». Пишет статьи на тему кино, кинобизнес и телевидение. Работает на российских и международных кинофестивалях и кинорынках. Ранее работала в газете «Известия». Читает лекции по журналистике  в  МГУ  и РГГУ (научное звание – доцент) на тему «Адаптация СМИ к зарубежным медиарынкам». Продюсер документального фильма «INTO_нация большой Одессы»  (фильм получил приз как лучший документальный на 4-м Московском Международном еврейском кинофестивале в мае 2018 года). Рассказы публиковались в сборниках «Трава была зеленее, или Писатели о своем детстве», «Современная русская проза», «Маша минус Вася, или Новый матриархат» и других.

Член Союза журналистов, выступает, как эксперт в теле- и радиопрограммах «Достояние республики»,  «Телекурс с Юрием Богомоловым», на радиостанциях «Бизнес ФМ», «Коммерсант ФМ» и других. Член общественного совета  РЕК  - Российского еврейского конгресса.

Родилась в Одессе. Окончила музыкальную школу по классу скрипки. Выпускница театрального класса средней школы № 37 (1983 год). После трех лет обучения в ОНУ им. Мечникова перевелась на факультет журналистики  МГУ им. Ломоносова и переехала в Москву.  В Одессе работала в газетах «Вечерняя Одесса» и «Одесский вестник», а также вела программу «Леди Одесса» на местном телеканале. В Москве после обучения поступила в аспирантуру МГУ.

на снимке: Съемочная группа фильма «INTO_нация большой Одессы»

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті