Кого сыграл Высоцкий в Одессе

25 января этого года  исполнился бы  81 год со дня рождения Владимира Высоцкого. Этот  великий и харизматичный актер театра и кино, поэт и исполнитель авторской песни очень любил Одессу, в которой  бывал сотни раз с концертами, на киносъемках и отдыхе. Но если говорить только о кинокарьере, то во многом благодаря нашему городу Высоцкого узнали в бывшем СССР. С 1967 по 1979 год Высоцкий снялся в 6-ти картинах Одесской киностудии, а на экране появился в 5-ти из них. Кроме этого, он сыграл в двух лентах, снимавшихся в Одессе другими киностудиями. 

 «ОВ» предлагает читателям ознакомиться со всеми актерскими работами Владимира Высоцкого на Одесской киностудии. Также нашему корреспонденту удалось поговорить с людьми, работавшими с актером в Одессе, которые с удовольствием поделились своими воспоминаниями о знакомстве с ним. Итак...

 Одесский период кинокарьеры Высоцкого начался в 1966-м году, когда 28-летний московский актер был приглашен нашей киностудией для участия в съемках фильма об альпинистах “Вертикаль”. С этой ленты для Высоцкого начался переломный момент как в творчестве, так и в жизни. Именно в “Вертикали” прозвучали авторские песни Высоцкого, изданные в его первой долгожданной пластинке. Среди них – «Песня о друге», «Вершина», «Скалолазка (не вошедшая в картину, но написанная специально для нее) и другие.

 «В  первый одесский фильм Володю пригласили молодые режиссёры Борис Дуров и Станислав Говорухин, – рассказывает бывший главный редактор  киностудии  Станислав Стриженюк. – До этого уже снимался и  пел свои песни в кадре, но  не был  известен, скажем так, широкой публике. А я его знал и понимал, что он очень способный, характерный актёр, исполняющий удивительные по тематике и глубине содержания авторские песни. Я  поддержал его кандидатуру на заседании редакционного совета студии на утверждении роли радиста-альпиниста. Мы пригласили его на пробы. Он появился в Одессе в начале июля 1966 года – подтянутый, обаятельный и, конечно, с гитарой. И сразу завоевал симпатии творческой группы.  Съёмки «Вертикали» проходили на Кавказе у подножья Эльбруса и закончились в декабре. После этого мы встречались ещё не раз. А его авторские песни, прозвучавшие в картине, вышедшей в 1967-м  году, были выпущены отдельной пластинкой. Их  слушали буквально в разных уголках большой страны, ну и сам Володя стал очень популярен».  

  После «Вертикали», получившей большую всесоюзную популярность, Владимир Высоцкий стал активно сниматься в Одессе. В 1967-м году именно на Одесской киностудии в фильме Киры Муратовой «Короткие встречи», он, наконец, впервые снялся в главной роли геолога Максима. И снова герой Высоцкого пел песни собственного сочинения. Примечательно, что на экране был создан необычный по тем временам дуэт главных героев в исполнении Высоцкого и... режиссера Муратовой.

  Сделаем небольшое отступление. В 1967-1968-м годах в нашем городе почти одновременно снимались две картины – ленфильмовская “Интервенция” по пьесе одесского писателя Льва Славина и мосфильмовская “Служили два товарища”. Высоцкий исполнял  главные  роли  – белогвардейского поручика Брусенцова («Служили два товарища»), и подпольщика-революционера Бродского («Интервенция»).

  Наступил 1969 год. Популярный  актер продолжает сниматься на Одесской  киностудии. Первая картина, ставшая достаточно заметной – «Опасные гастроли” режиссера Георгия  Юнгвальд-Хилькевича. В ней Высоцкий  блестяще сыграл главную роль  шансонье  театра  варьете Жоржа Бенгальского ( подпольщик Николай Коваленко). На экране он исполнил  несколько запоминающихся песен. Среди них – знаменитая  «Песня об Одессе» («Куплеты Бенгальского»).

  «Я готов стократ умереть и снова здесь родиться”, – написал он такие строчки. В этом коротком предложении поэт выразил безграничную  любовь и уважение  к нашему городу. 

 Следующая, выпущенная в 1969-м году и малоизвестная одесская лента актера получила название «Белый взрыв». Это был второй фильм, посвященный альпинистам, в котором снялся Высоцкий. И снова его снимал  Станислав Говорухин, но на этот раз как самостоятельный режиссер. Картину  предполагалось создавать на Кавказе, но в итоге выбрали Крым. Владимир Высоцкий сыграл эпизодическую роль капитана советской армии. Кстати, одну из ролей в «Белом взрыве» – лейтенанта Арсенова – исполнил  популярный советский актер Армен Джигарханян.  Творческое  сотрудничество Высоцкого и  Джигарханяна  продолжилось в легендарной  картине “Место встречи изменить нельзя”, снятого Станиславом Говорухиным  на Одесской киностудии  в 1979-м году. Именно за этот 5-серийный  телефильм в 1987-м году Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР «за создание образа Жеглова и авторское исполнение песен».

Ушедший из жизни в 2017-м году директор  музея кино Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины  Вадим  Костроменко рассказал  корреспонденту «ОВ»  любопытные  детали своего знакомства с Высоцким.

 «С Владимиром я познакомился в конце 60-х годов, – вспоминал Вадим  Костроменко. – Но даже точно не вспомню, как мы познакомились, скорее всего, в какой-то общей студийной компании. Тогда это было очень просто, ведь все мы были из одного творческого цеха. Мы были достаточно хорошо знакомы и общались как коллеги, с большим уважением. Помню его работу во время съемок «Опасных гастролей». Это происходило на моих глазах. Когда  он спел свою знаменитую песню об Одессе, то абсолютно все присутствующие зааплодировали в  восхищении. При этом он был очень самокритичен, что касается творчества, и скромен  в личном общении. Могу рассказать, как однажды пригласил его к себе домой пообедать – в перерыве между съемками «Места встречи…». Сидя за столом, мы заговорили о картине. Тут Володя сказал: «Слушай, а ведь какое хорошее кино получается». А я: «Почему, ты так думаешь?». Он в отве:т «Посмотри, какие со мной снимаются прекрасные актеры!». Это говорит о многом, он даже не намекнул о том, что картина хорошая, потому что снимается сам, будучи,  наверное, одними из самых на тот момент популярных советских  актеров театра и кино. Кстати, Володя  приезжал в Одессу весной 1980 года, когда хотел запускаться на киностудии с картиной «Зеленый фургон», но уже в качестве режиссера-постановщика. Он начал подготовительные работы, подбирал киногруппу, написал песни. Увы, преждевременная смерть  в июле оборвала его планы, поэтому снял  этот фильм уже позже  режиссёр Александр Павловский.  Хочу добавить, что мы вместе с участниками одесского клуба поклонников творчества Высоцкого, с 2015 года занимались  поиском  любой информации, касающейся одесского периода Высоцкого. Нам удалось узнать, что Владимир Семенович впервые посетил наш город еще  в далеком  1959-м году. А  в 2017-м году мы сумели организовать первую  в истории города фотовыставку «Высоцкий на  Одесской киностудии», созданную исключительно на основе музейных киноархивов. Увы, Владимир Семенович ушел из жизни очень рано – в 42 года, но он успел сделать очень многое. Все  это творческое наследие обязательно нужно оставить в памяти  поколений».

 Наконец, расскажем о единственном фильме Владимира Высоцкого  на Одесской киностудии, в котором актер сыграл, но на экране так и не появился. Речь идет о картине «Особое мнение» 1967-го года, снятой  режиссером Виктором Жилиным. По воспоминаниям оператора картины Леонида Бурлаки, когда шли съемки, Высоцкий  приехал в Одессу по своим делам. У него в тот момент не оказалось денег. Друзья поддерживали молодого актера, как могли. Жил  он в общежитии киностудии, где  с ним встретился Виктор Жилин и предложил свою помощь. Режиссер сказал, что может снять Высоцкого «фиктивно», чтобы заплатить ему деньги за работу. Для этого актеру специально была придумана эпизодическая роль моряка-подводника, получившего высокую дозу облучения. Эпизод снимали на берегу моря возле Санжейского маяка. Высоцкий с рыбаками, варившими уху, сидел на берегу и пел свою, потом ставшую знаменитой  песню «Спасите наши души!». Увы, в фильм действительно не планировалось вставлять этот эпизод. К счастью, сохранилось  несколько  уникальных фото со съемок. 

Стоит сказать, что даже если Высоцкий  не находился в нашем городе на съемках, то Одесса так или иначе  присутствовала в его творчестве. Это касается роли Красавчика, сыгранной им в радиоспектакле “Зеленый фургон”, поставленном по одноименной повести одесского писателя Александра Козачинского. Как уже было сказано, был сценарий картины  по этой  популярной книге, над которым Высоцкий  работал в последние месяцы жизни, и собирался дебютировать именно в Одессе  в качестве режиссера. Была документальная лента  “Ильф и Петров”, в которой актер читал закадровый текст. Не стоит  забывать и о песнях, написанных для двух картин киностудии, в которых Высоцкий не принимал участие, как актер – «Внимание, цунами!» и «Контрабанда».  

 Завершая наш рассказ, можно действительно сказать, что именно Одесса открыла миру Высоцкого как великого киноактера, который своими блестящими  работами внес значительный вклад и в славную историю  Одесской киностудии. 

Рубрика: 
Район: 
Выпуск: 

Схожі статті