«Донбасс» Сергея Лозницы, без сомнения, стал одним из самых обсуждаемых фильмов Одесского международного кинофестиваля. Во многом на это повлияла актуальность темы. Но только злободневностью нельзя объяснить эффект, произведенный фильмом на критиков и зрителей. На фестивале в Каннах «Донбасс» был удостоен приза за лучшую кинорежиссуру в номинации «Особый взгляд».
Расхожей стала фраза о том, что жизнь иногда подбрасывает сюжеты «как в кино» и даже еще удивительнее. Толчком к созданию «Донбасса» стали реальные ролики из жизни «народных республик», выложенные на Ютубе. Кусочки жизни: блокпосты и подвалы, разворовываемая благотворительность, свадьбы и молебны, попытки отжать бизнес, «позорные столбы» и общение с журналистами … Слезы и смех. Конечно, все это было художественно переосмыслено и приведено к единому сюжету. Но за всем этим трагифарсом чувствуется реальная подоплека, еще более подчеркнутая документальной манерой съемки. А обрамляет весь коллаж история о подставных телесюжетах, которые снимает «большой брат».
«Конечно, это художественное произведение, – говорит режиссер. – Для меня оно стало размышлением на тему: как отличаются реальная и экранная жизнь. Как влияет на нас то, что мы видим по телевизору и в интернете. Раньше серьезно влиял текст. Теперь у большинства выработалось более критическое отношение к тексту, но изображению люди еще верят. «Раз так показали, значит так и было на самом деле». Не понимая, что тут тоже огромный простор для манипуляций: как сняли, как показали, как смонтированы кадры».
Лозница считает «Донбасс» фильмом-фантасмагорией, тестом на критическое мышление и проверкой того, в какой системе координат находится сейчас сознание зрителей. После показа в Каннах одна австралийская журналистка долго восхищалась творческой фантазией режиссера, и не верила, что минимум у 7 эпизодов есть совершенно реальные истории-прообразы.
«Конечно, отечественный зритель считает намного больше «слоев», и, вообще, украинцы будут смеяться не в тех сценах, где немцы, – отмечает автор фильма, – Но в целом, у фильма очень счастливая фестивальная судьба, а для зарубежного проката мы просто подготовили вступительные титры, коротко разъясняющие суть конфликта и взаимодействие территорий».
Для Лозницы было важно, чтобы среди участников съемок были реальные жители Донбасса, люди, которые ездили туда, те, кому эта тема близка и болезненна, даже если не все зрители смогут принять их трагедию близко к сердцу:
«Иногда мне задавали вопросы: вам не кажется, что за такой Донбасс не стоит бороться? А я отвечал: вам кажется. Этот фильм может стать хорошей предпосылкой для общественной дискуссии о дальнейшей судьбе этих территорий. Я не хочу предлагать готовые ответы, потому что это уже будет пахнуть пропагандой и тоталитарным государством. Мне хочется быть для зрителя собеседником, а не предлагать уже разжеванные истины. Чтобы люди задумались».


























