«Не введи нас во искушение»

 

«Современное состояние выполнения судебных решений. Результаты реформирования системы исполнительного производства» - так  обозначена была тема международной конференции, которая прошла в Одессе, в стенах Юго-Западного апелляционного хозяйственного суда. Здесь, в частности пытались дать ответ на вопрос:

ЧАСТНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ – ЭТО КТО?

 Для большинства граждан понятие «частный исполнитель» остается загадкой. 

Итак, в  соответствии с законом, они наделены статусом субъекта независимой профессиональной деятельности, аналогично арбитражным управляющим, адвокатам и частным нотариусам.

 К ним установлены специальные требования. Получить  свидетельство на право заниматься этой деятельностью могут граждане Украины, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование, владеющие государственным языком, имеющие стаж работы в сфере права после получения соответствующего диплома не менее двух лет и сдавшие квалификационный экзамен.

Информация о частных исполнителях вносится в Единый реестр частных исполнителей, который размещен на официальном веб-сайте Минюста. Реестр является бесплатным и открытым. Частный исполнитель приобретает право на работу со дня внесения информации о нем в такой реестр.

За свои решения, действия или бездействие и причиненный третьим лицам вред частный исполнитель должен нести гражданско-правовую, административную, уголовную или дисциплинарную ответственность.

Частные исполнители наделены такими же полномочиями, как и исполнители государственной исполнительной службы, однако они не смогут исполнять отдельные категории решений, в частности,  по которым должником является государство, государственные органы, Национальный банк Украины, органы местного самоуправления, их должностные лица, государственные и коммунальные предприятия. Не имеют право «частные исполнители»  и на принудительное вселение и выселение, конфискацию имущества, а также выполнять решения об отнятии и передаче ребенка, установлении свиданий с ним или устранении препятствий в свиданиях с ребенком и некоторые другие решения.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

 Мнения о создании института частных исполнителей неоднозначны как  среди  правоведов, так и граждан, не обладающих подобной квалификацией.   «Передача государством функции принудительного исполнения решений в частный сектор фактически приведет к произволу при их исполнении», - считают одни. «Частные исполнители ускорят исполнительный процесс, что положительно скажется на авторитете суда», - полагают другие. 

 Несмотря на то, что законом урегулирован порядок деятельности и компетенция частных исполнителей, трудно поверить в безукоризненность тех, кто придет в эту профессию. И дело не в жестких квалификационных требованиях, стажировках и экзаменах, что якобы исключает доступ к такой деятельности «случайных» лиц. Скорее проблема в этических нормах. Как известно, огромная часть нашего населения пока ещё не может похвастаться юридической подкованностью. И если госисполнитель, действуя от лица государства, в большинстве случаев не пытается использовать слабую осведомленность граждан, а наоборот разъясняет им их права, (по крайней мере, известны такие случаи), то частный исполнитель, чья деятельность  не является государственной службой,  вряд ли будет этим заниматься. Его цель, как и цель любого предпринимателя – заработать деньги. И это вполне объяснимо, так как, создавая свое рабочее место, он несет расходы, вкладываясь в покупку или аренду офиса, его обустройство, техническое оснащение. По сути, создавая свой частный бизнес.    

КОНКУРЕНТЫ ИЛИ КОЛЛЕГИ?

Законом предусматривает,  что взыскатель может сам выбирать между государственной исполнительной службы и частными исполнителями.

 Однако, непонятен порядок исполнительных действий и удовлетворения требований взыскателей в случае, если часть исполнительных документов находятся в органах государственной исполнительной службы, а другая – у частных исполнителей. Об этом в ходе конференции говорили частные исполнители, предлагая отменить, «дискриминационное» решение о том, что объединение  исполнительных производств в одно должно быть исключительно на базе государственной исполнительной службы, как это трактуется юристами сегодня. Они считают, что таким образом будет нарушено право взыскателя на его свободный выбор. Кроме того, «частники» выступают и за полное равноправие, то есть отмену списка категорий решений, которые на данный момент имеют право исполнять исключительно сотрудники ГИС.

Валерий Притуляк, получивший удостоверение частного исполнителя одним из первых в Украине, начинал свою карьеру в качестве государственного исполнителя. По его мнению, работа частных исполнителей станет более эффективной, если будут сняты ограничения на исполнения ими определенных категорий производств, а также законодатели расширят права их помощников.

 -На сегодняшний день существуют чисто технические проблемы, мешающие нам работать более эффективно. Например, помощник  частного исполнителя не имеет доступа к реестру должников. Кроме того, он ограничен и во многих других действиях, что в целом тормозит работу частного исполнителя. 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Институт частного исполнения решений уже давно существует в развитых странах, таких как Польша, Бельгия, Люксембург, Франция. Там судебные исполнители не являются государственными служащими и выполняют делегированные государством функции на основании полученной лицензии. Положительно зарекомендовав себя, такая система была заимствована и используется также в ряде других стран. Например, в Литве. Грузия недавно перешла на систему частных исполнителей. 

Европейские стандарты  предусматривают, что на 25 тысяч населения должен быть 1 исполнитель судебных решений. Эта цифра включает в себя общее количество - и государственных, и частных. Но нехватка кадров, остается одной из проблем исполнительной системы, несмотря на проводимые в исполнительной системе с 2016 года реформы.  В соответствии со статистическими данными, за первое полугодие 2018 года в Одесской области числится 257 госисполнителей из 338, предусмотренных штатным расписанием. (В целом по Украине предусмотрено 5710, в реальности - 4480).  Количество частных исполнителей – 7 по Одесской области, и 130 - по Украине. 

 В Литве, где уже давно не существует службы государственных исполнителей, высшим органом самоуправления частных исполнителей является Суд Чести. В него входят 5 исполнителей. Двух из них выбирают на общем собрании частных исполнителей, ещё двух предлагает Министерство юстиции и одного Верховный суд Литвы. По словам Довиле Саткаускине, исполнительного директора Палаты частных исполнителей Литвы, Суд Чести наделен значительными полномочиями, включающими различного рода санкции в отношении  тех, кто допускает серьезные нарушения. 

«Любое неблаговидное действие какого-то одного частного исполнителя компрометируют весь корпус частных нотариусов, поэтому отношение к нарушителям самое строгое. Частный исполнитель, как и судья, должен никогда не забывать слова из «Отче наш»: «Не в веди нас во искушение… », -  говорит Довиле Саткаускине. Суд чести выносит свой вердикт, который можно оспорить в суде. И только  один раз за 15 лет его существования, суд общей юрисдикции не согласился с Судом чести, отменив его решение. По мнению Саткаускине, самоуправление частных исполнителей должно быть наделено большими правами и большой ответственностью.

 Частные исполнители полностью заменили государственную исполнительную службу и в Сербии. Принявший участие в конференции   международный эксперт проекта ЕС «Право-Justice» Дамир Сите поделился опытом работы со своими украинскими коллегами. Он считает, что число людей в этой профессии должно расти. 

«Для Украины сто человек за год – это очень медленно. Власть должна быть заинтересована в том, чтобы эта цифра изменилась, потому что такие специалисты занимаются исполнением судебных решений, а значит, представляют государство», - считает Дамир Сите. - Я начал работать частным исполнителем с 2012 года. Даже в моем родном городе многие не понимали меня, включая представителей полиции. Они спрашивали меня о том, кто за мной стоит и какие у меня связи. Я честно отвечал, что за мной стоит самая влиятельная сила в Сербии - это закон. Когда решение суда становится формальным, иллюзорным, а суд теряет уважение у народа, общество начинает разрушаться. Поэтому каждое решение судебной власти, если оно не было оспорено в определенном сроки и в надлежащие порядке, должно быть исполнено. 

В европейских странах частные и государственные исполнители не конкурируют между собой. 

 В государствах со смешанной системой, (которая формально с 2016 и фактически с 2017 года начала действовать и в нашей стране) они обычно не конкуренты, у каждого своя юрисдикция, своя сфера работы.  

В странах англосаксонской правовой системой, таких, как Великобритания и Шотландия, частные исполнители берутся за дело, когда суммы исков превышают 6 тысяч фунтов. Однако, истец может попросить суд, даже если сумма его иска меньше, передать решение частному исполнителю. Фактически, в этих странах «частники» и госиполнители не являются  конкурентами, у них просто разные сферы деятельности.

 А вот в скандинавских странах, в Германии, Австрии эффективны государственные исполнители. Частных там нет. Возможно, потому что уровень правового сознания в этих странах очень высок как у рядовых граждан, так и у государственной власти. И, вероятно, поэтому, представитель Германии, также присутствовавший на конференции, удивился вопросу, заданному одним из украинских участников в адрес зарубежных коллег относительно того, как  у них получается взыскивать долги  в пользу граждан с государства. «У нас не было такого, чтобы государство отказалось выполнить решение суда. Оно всегда отвечает по своим долгам. Поэтому проблемы такой мы не знаем и не понимаем», - заметил немецкий юрист.

«Сейчас создана Ассоциация частных исполнителей Украины, функционируют постоянные квалификационная и дисциплинарная комиссии частных исполнителей. Процент фактического исполнения решений частными исполнителями на сегодня составляет 56% от числа завершенных производств, что является достаточно хорошим результатом. Вместе с этим мы понимаем, что чрезвычайно важно развивать и улучшать работу органов ГИС «, - отметила замминистра Светлана Глущенко.

 В ходе конференции не раз звучало мнение о том, что реформа исполнительной системы  - это не бизнес-проект. Эффективность исполнения судебных решений очень важна, но во главе угла должна быть все-таки законность. Достижение высоких показателей в плане количества исполненных решений, но с нарушением каких-либо норм права не придаст авторитета ни судебной власти, ни правовой системе в целом. И  с этим трудно поспорить. 

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті