Мрачный дух Куликова поля

За последнее столетие это место видело сотни смертей – и нынче оно продолжает притягивать к себе боль и страдания. Прошло почти три года со дня трагедии на Куликовом поле, но сгоревший Дом профсоюзов до сих пор многие одесситы обходят стороной, – он навевает ужас. Символично, что трагические события 2 мая 2014 года развернулись именно на Куликовом поле – напротив братской могилы погибших в январе 1918 и на месте упокоения заключенных старой одесской тюрьмы, в том числе и террористов из «Народной воли» – Ковальского, Лизогуба, Халтурина. 

На заре существования Одессы Куликово поле представляло собой огромный пустырь. Заросли бурьяна простирались до территории современного Привоза, бывшего тогда придатком Старого базара. Это место называли Куликовскими полями. Название связано вовсе не с Куликовской битвой, как это преподносилось в советской историографии, а с именем таврического помещика Николая Овсянико-Куликовского, собственника обширного поместья на окраине Одессы.

Первоначально пустырь использовался в качестве плаца для военных частей, квартировавшихся поблизости. В книге «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» Валентин Катаев приводит рассказ бабушки-генеральши о производстве в капитаны командира береговой батареи прапорщика Александра Щеголева, отбившего нападение англо-французской эскадры 10 апреля 1854 года. По случаю этого события на Куликовом поле был выстроен весь гарнизон. 

Позже на пустыре построили первый железнодорожный вокзал, носивший официальное название «Пассажирское здание Куликово поле». Сооружение заняло большую часть огромного плаца и рассекло его на три части: Старосенную площадь, где торговали «с колес» продуктами и скотом, площадь близ вокзала и собственно Куликово поле, так и оставшееся пустырем. В 1818 году неподалеку от Куликова поля была построена городская таможня, а вскоре рядом с пустырем – первая одесская тюрьма. Казненных на тюремном дворе тайно хоронили на Куликовом поле. Одесситы не жаловали этот район и именовали эту землю не иначе как «черствой». Улица, которую проложили рядом с тюрьмой, получила название Тюремной (ныне это улица Лейтенанта Шмидта), это же имя получила площадь (ныне Привокзальная). В 1880 году на углу улицы Канатной и Итальянского бульвара со стороны Куликова поля открыли конечную остановку Большефонтанской конки, а спустя год конку сменил паровой трамвай. 

К концу XIX столетия Куликово поле стало традиционным местом народных гуляний. Здесь устраивались различные аттракционы, давали представления заезжие цирковые труппы. Александр де Рибас в книге «Старая Одесса», посвященной столетию города, так описывал Куликово поле того времени: «...громадная площадь, окаймленная зданиями и садами. В дни праздников Пасхи на Куликовом поле устраиваются народные гуляния с балаганами, каруселями, цирками, зверинцами и прочими праздничными увеселениями».

После революции Куликово поле вновь обрело печальный статус кладбища. В середине января 1918 года в районе вокзала разгорелись ожесточенные бои. Отрядам большевиков и красных матросов противостояли украинские гайдамацкие курени и юнкера Белой гвардии. За три дня боев погибли 119 человек. Сразу после окончания стычек состоялись масштабные похороны погибших. Первоначально убитые большевики и гайдамаки должны были быть погребены раздельно. Как писали местные газеты того времени, «Одесса еще не видела таких похорон. Казалось, что происходит перенесение целого кладбища... сотни гробов... здесь матросы, солдаты, штатские, здесь – сестры милосердия, в цветах и точно к венцу одетые». Погибших похоронили в братской могиле, установив сверху деревянный обелиск. В 1932 году на могиле был установлен бетонный памятник работы архитектора А. Минкуса, простоявший вплоть до 1941 года и снесенный румынскими оккупационными властями. 

После 1918 года на Куликовом поле продолжали хоронить не только большевиков, но и анархистов и репрессированных деникинцев. Здесь были захоронены и итальянские моряки. В 1944 году после освобождения города от оккупации здесь нашли последний приют участники обороны и освобождения Одессы. Обелиск на могиле жертв революции восстановили, а на пустыре разбили газоны и высадили первые деревья. Во время реконструкции площади в период с 1949-го по 1967 год останки павших во время Второй мировой войны перенесли на Второе христианское кладбище и на Аллею Славы в парке имени Т.Г. Шевченко. А братская могила в 1960 году была перенесена ближе к трамвайному кольцу. На ней установили новое монументальное надгробие работы скульптора П. Кравченко и архитектора Г. Топуза. В одесском областном архиве сведений о точном числе захороненных на Куликовом поле и под современным памятником автору отыскать не удалось. 

В начале 1960-х годов благодаря усилиям первого секретаря Одесского обкома КПУ Павла Козыря в юго-западном углу площади было возведено пяти­этажное здание обкома партии, в четырехэтажных боковых крыльях которого расположились горком партии и обком комсомола. С этого момента начинает свою историю печально известный Дом профсоюзов. Тогда же появилась и «Аллея Дружбы», высаженная почетными гостями города. А в канун 50-летия советской власти на площади появился памятник Ленину, простоявший до 2006 года. С того времени и до 1991 года это место называлось площадью имени Октябрьской революции. На площади проходили военные парады частей Краснознаменного Одесского военного округа, демонстрации, приуроченные к государственным праздникам. В 1990-е годы вновь переименованное Куликово поле стало концертной площадкой, местом массовых гуляний.

В начале 2014 года Куликовому полю было суждено еще раз вписать в историю Одессы трагическую страницу. Во время Революции Достоинства площадь стала местом лагеря движения «Антимайдан». Здесь с трибуны произносились пламенные речи о «Новороссии», скандировались речевки «Одесса – русский город». Именно здесь формировалась и обучалась боевая группа «Одесской дружины», спровоцировавшая 2 мая 2014 года массовые беспорядки, в результате которых погибли 48 одесситов и пострадали более 200 человек. 

«Не подлежит сомнению, что своевременное тушение пожара могло бы резко сократить число погибших от ожогов и отравления, а эвакуационные работы с использованием спецтехники сохранили бы жизнь выпавшим из окон», – пишет один из авторов книги «Одесса. 2 мая 2014-го. Как это было», вышедшей в канун Нового года и посвященной расследованию событий того дня. Имена заказчиков и организаторов одесской бойни не названы до сих пор, и пока нет ответов на этот и ряд других вопросов, говорить о том, что трагедия закончилась, нельзя. 

Хочется верить, что Одесса, благодаря европейскому выбору страны, как и 200 лет назад, получит новый толчок к развитию. Я убежден, что на Куликовом поле пройдет парад победы уже в новейшей истории независимой Украины.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті