В контексте дискуссий о реформе жилищно-коммунального хозяйства вслед за ныне очень популярной аббревиатурой ОСМД скромно и как-то без акцентов упоминаются ЖСК – жилищно-строительные кооперативы, многие из которых создавались в советские годы и которые, собственно, и являются отечественным опытом эксплуатации жилого фонда.
Инициаторам создания объединений совладельцев многоэтажных домов (ОСМД) незачем было тратиться на многочисленные зарубежные командировки для изучения европейского опыта, т.к. в обществе был уже свой, наработанный десятилетиями. В сравнении с состоянием жилых домов, находящихся в эксплуатации ЖЭКов и ДЭЗов, этот позитивный опыт был очевиден: и подвалы, и коммуникации, и крыши, и лифты - все в лучшем состоянии. И это при отсутствии государственных программ, правовой поддержки, «теплых кредитов», бесплатных курсов для руководителей и прочей заботы, которой сегодня окружены ОСМД. Хотя, по правде сказать, значительная часть этой «заботы» распространена ныне и на жилищные кооперативы прежнего формата.
В истории ЖСК был период «беспризорности», когда государство если и интересовалась ими, то только в плане контроля и наказания. Но именно эта «беспризорность» и подтолкнула жилищные кооперативы к созданию своего объединения - Ассоциации «Одесский жилищный союз», которую организовали и возглавили опытные председатели, знающие эту работу не столько из книг (хотя и из них - тоже), сколько - из личного опыта. И они же организовали обучение руководителей и бухгалтеров, правовые и хозяйственные консультации, начали издавать информационный бюллетень, стали обращаться в инстанции разного уровня, подавать иски в суды, отстаивая интересы ЖСК.
Я из тех председателей, которые ведут дела жилищного кооператива не один десяток лет, и хорошо знаю почем этот «фунт лиха». Общаясь с новым поколением руководителей, равно как и с жильцами, вошедшими в объединения совладельцев, отвечая на их вопросы и выслушивая жалобы, понимаю, что во многом неудачи лежат в плоскости человеческих отношений. С одной стороны - неготовность руководителей ОСМД эффективно организовать работу из-за отсутствия опыта, запущенности хозяйства, ограниченности средств, с другой – нежелание совладельцев адекватно воспринимать новое руководство в своем доме и сотрудничать с ним в общих интересах. И там, где берут верх взаимное неприятие, недоверие, амбиции, торопливость, стремление получить все сразу и без существенных затрат (или исключительно за счет бюджетных средств) … там уже созданные ОСМД либо буксуют, либо распадаются.
Люди приходят домой отдыхать. Им неважно, какими усилиями создается в доме комфорт: они хотят получить его в готовом виде, желательно без хлопот и какой-либо личной ответственности. Но при этом не задумываясь о последствиях. Один сливает в унитаз куриные кости, другой выносит ночью строительный мусор и остатки мебели в контейнеры, предназначенные исключительно для бытовых отходов, третий снял батарею, но не успел поставить ее к началу отопительного сезона, четвертый, торопясь по делам, оставил незакрытой газовую конфорку или кран, пятый и шестой пристроили на площадке тамбур, ни с кем это не согласовывая, седьмой не успел вовремя вывести собаку и она справила нужду в лифте… и т.д, и т.п. Это я не фантазирую, а привожу примеры из личной практики. Но в сумме все это, кроме обязательных по уставу функций, падает на плечи председателя. Культура общества или дефицит таковой обязательно сказываются на нашем общем бытовом комфорте.
Но если вашему дому очень повезло в том, что за дела ОСМД взялся человек грамотный, честный, деятельный, то помогите ему, уважаемые владельцы квартир, и не только доверием и поддержкой, но и тщательным исполнением элементарных бытовых правил. И наберитесь терпения: должно пройти время, прежде чем вы увидите результаты деятельности созданного вами объединения.


























