Комфорт в готовом виде

В контексте дискуссий о реформе жилищно-коммунального хозяйства  вслед за ныне очень популярной аббревиатурой ОСМД скромно и как-то без акцентов упоминаются ЖСК – жилищно-строительные кооперативы, многие из которых создавались в советские годы и которые, собственно, и являются отечественным опытом  эксплуатации жилого фонда.

Инициаторам создания объединений совладельцев многоэтажных домов (ОСМД) незачем было тратиться на многочисленные зарубежные командировки для изучения европейского опыта, т.к. в обществе был уже свой, наработанный десятилетиями. В сравнении с состоянием жилых домов, находящихся в эксплуатации ЖЭКов и ДЭЗов, этот позитивный опыт был очевиден: и подвалы, и коммуникации, и крыши, и лифты -  все в лучшем состоянии. И это при отсутствии государственных программ, правовой поддержки,  «теплых кредитов», бесплатных курсов для руководителей  и прочей заботы, которой сегодня окружены ОСМД. Хотя, по правде сказать, значительная часть этой  «заботы» распространена ныне и на жилищные кооперативы прежнего формата.

В истории ЖСК был период «беспризорности», когда государство если и интересовалась  ими, то только в плане контроля и наказания. Но именно эта «беспризорность»  и подтолкнула  жилищные кооперативы к созданию своего объединения -  Ассоциации  «Одесский жилищный союз», которую организовали и возглавили опытные председатели, знающие эту работу не столько из книг (хотя и из них - тоже), сколько - из личного опыта.  И они же  организовали  обучение руководителей и бухгалтеров, правовые и хозяйственные консультации, начали издавать информационный  бюллетень, стали обращаться  в инстанции разного уровня, подавать иски в суды, отстаивая интересы ЖСК. 

Я из тех председателей, которые ведут дела жилищного кооператива  не один десяток лет, и хорошо знаю почем  этот «фунт лиха». Общаясь с  новым поколением руководителей, равно как и с жильцами, вошедшими в объединения  совладельцев, отвечая на их вопросы и выслушивая  жалобы, понимаю, что во многом неудачи  лежат в плоскости человеческих отношений. С одной стороны - неготовность руководителей ОСМД  эффективно организовать работу из-за отсутствия опыта, запущенности хозяйства, ограниченности средств,  с другой – нежелание совладельцев адекватно воспринимать новое руководство в своем доме и сотрудничать с ним в общих интересах. И там, где берут  верх взаимное неприятие, недоверие, амбиции, торопливость, стремление  получить все сразу и без существенных  затрат (или исключительно за счет бюджетных средств) …  там  уже созданные  ОСМД либо буксуют, либо распадаются. 

 Люди приходят домой отдыхать. Им неважно, какими усилиями создается  в доме комфорт: они хотят получить его в готовом виде, желательно без хлопот и какой-либо личной ответственности. Но при этом не задумываясь о последствиях. Один сливает в унитаз куриные кости, другой выносит ночью строительный мусор и остатки мебели в контейнеры, предназначенные исключительно для бытовых отходов, третий снял батарею, но не успел  поставить ее к началу отопительного сезона, четвертый, торопясь по делам, оставил незакрытой газовую конфорку или кран, пятый и шестой пристроили на площадке тамбур, ни с кем это не согласовывая, седьмой не успел вовремя вывести собаку и она справила нужду в лифте… и т.д, и т.п. Это я не фантазирую, а привожу примеры из личной практики. Но в сумме все это, кроме обязательных по уставу функций, падает на плечи председателя.  Культура общества или дефицит таковой обязательно сказываются на нашем общем бытовом  комфорте.

Но если вашему дому очень повезло в том, что за дела ОСМД взялся человек грамотный, честный, деятельный, то помогите ему, уважаемые владельцы квартир, и не только доверием и поддержкой, но и тщательным исполнением элементарных  бытовых правил. И наберитесь терпения: должно пройти время, прежде чем  вы увидите результаты деятельности созданного вами объединения.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті