Памятник букве «ы»

Памятники только с виду - истуканы. Но если подойти к ним с душой, могут  заговорить с прохожим о делах давно минувших дней. Языком тонкой детали, заложенной в них авторской мысли, попутно сообщив вам сокровенное о своих творцах, о людях, благословивших памятник на  жизнь.

…Впервые бронзовый Суворов предстал перед одесситами в виде высокой статуи. Полководец, закрыв рану над сердцем, правой рукой дает сигнал к решительной атаке на турок. Нужно отдать дань тонкому вкусу создателя этого монументального шедевра Б. Эдуардсу.  Скульптор любил наш город и не посмел бесцеремонно ворваться в его гармонию каким-нибудь монументальным кавалерийским галопом. 

  Вот оно - тонкое, почти музыкальное, оркестровое понимание именно одесской городской гармонии. 

Интересно, что заказчиком суворовской фигуры выступил генерал от кавалерии граф А. И. Мусин-Пушкин. И он проявил себя как человек тонкой организации и одобрил спешившегося со  скакуна-дончака Суворова, справедливо решив, что торговой Одессе не пристало грубоватое кавалергардство. 

 Ну а в наше время  раз за разом на улицы города выплескивается заскорузлая безвкусица. Воинствующая, спесивая, крикливая, попирающая мнение всех и вся. И прикрывается она  пристойными идейками  что-то там увековечить, поселить в память потомков или скромнее - навеять мысль! 

 На иные скульптуры посмотришь, так возникает не одна, а сонм мыслей! Как такое возможно? О чем (чем) думали? Кто допустил? Куда смотрели! И последняя – это же надо обладать  таким раздутым самомнением, чтобы одним заходом плюнуть в душу и родному городу, и хорошему вкусу.

   Вот и встречает солнечная Одесса, заезжающих в нее со стороны Пересыпского моста, «волосатыми торпедами» - добро пожаловать в город отменного вкуса  и ненавязчивого акациевого  барокко! Всплыла безвкусная подлодка как то враз, под скулеж местных эстетов  на тему многоэтажности и преемственности фасадов! Сохранить и сберечь каждую лепнинку! Пронумеровать каждый багетик! 

  Гордоголовый сусального  золота колхозный феодал, облюбованный для невинных нужд малышни приезжими, держит вызов времени. «Труженик колхозной нивы» среди праздной толпы отдыхающих…

А вот и новая достопримечательность спального района Таирова явилась  одесстам  на углу улиц Инглези и Королева, замахнувшись на дерзкую цель -подтвердить, что даже плевок художника может стать «изысканным творением». В творческих муках артскульптор убедил сам себя, что все не просто так, а влияние мифа…о Дафне, превращенной Зевсом в лавровое дерево! Древний миф в – современном толковании! Тут и гендер и жесткие эстетические каноны и стремление к призрачному идеалу! Приходим! Размышляем!Черпаем вдохновение! Только не надо думать, что Зевс был банальным подкаблучником! 

Вначале «Дафна», укрытая от стороннего глаза полиэтиленом, интриговала корявостью фигуры, сходством с нестиранным носком, стоящим у постели холостяка… и оказалась «изделием» в духе нашего шопингового времени.

 Такими «дафнами» китайского производства до отказа  забиты   даже припляжные лавочки аркадиевской мэйн-стрит, а подобного «искусства» на 7-м километре просто в изобилии! Единственное чувство, вызываемое этим арт-объектом – безысходность! 

Выходит, «Памятник каблуку», мгновенно окрещенному по-простецки ехидно «Чей туфля?» в Одессе уже есть. А где-то там, в готовом к пляжному сезону одесском небе, витает «Ангел с айфоном»…Глядишь, и изваянная в мраморе буква «Ы» вскоре появится на одесской улице.

  Сколько красоты и изящества  в ее звучании!

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті