Еще несколько лет назад климатические изменения воспринимались нами как проблемы белых медведей. Причем где-то очень далеко, у Северного полюса. Но все чаще мы отмечаем, что климат действительно изменился. Бывает, подолгу нет дождей, а потом выпадает сразу месячная норма осадков – и города по нескольку дней стоят в воде.
В последнее десятилетие населенные пункты Одесщины все чаще стали страдать от смерчей и ураганов, когда в одночасье, как будто огромным станком, «сбривает» с полей урожай, когда летом град превращает в решето все крыши и выбивает окна, когда на прохожих падают деревья.
Жители самого южного в области населенного пункта – села Орловка, что в Ренийском районе, стали замечать, что некоторые придунайские поля уже невозможно обрабатывать – на них стоит вода. Некогда плодородные пахотные земли зарастают камышом и кустарником. Бесспорно, люди должны приспосабливаться к изменениям климата, находить новые направления в своей жизнедеятельности.
♦Климат меняет планы человека
– В прошлом году был объявлен конкурс для громад и общественных организаций по отбору пилотных проектов по адаптации к смене климата, – рассказывает сотрудница Национального экологического центра Украины, координатор международного проекта «Climate Forum East» Надежда Артемьева. – Мы старались понять, какие негативные последствия изменения климата имеются в регионах Украины. Они очень разные – от подтоплений до нехватки питьевой воды. Прекрасное село Орловка в Придунавье тоже страдает от смены климата: на местности отразилось поднятие уровня мирового океана. После изучения обстановки был разработан проект комплексного использования ресурсов поймы.
– Во-первых, речь идет о создании так называемых энергетических плантаций, – продолжает менеджер Центра региональных исследований Олег Дьяков. – Под Орловкой в изобилии произрастают ива и тростник, которые можно перерабатывать на топливные брикеты. В ближайшей перспективе плантации ивы будут увеличены до двух гектаров, причем она пригодна и для топлива, и для лозоплетения. Второе направление работы – разведение водяных буйволов, как природных мелиораторов. Поедая растительность, они расчищают заросшие участки. Вокруг Орловки – прекрасные ландшафты. Однако окружающая среда без крупных животных – это как театральная сцена без актеров. Орловка с компактным проживанием молдаван вызывает этнографический интерес, близ села расположена крепость римских времен. Буйволы станут еще одной приманкой в привлекательном для туристов селе.
А еще из молока буйволиц можно готовить всемирно известный сыр – моцареллу.
И сказанное – не только планы: из Закарпатья буйволов уже доставили к берегам Дуная. Пока в экспериментальном стаде четырнадцать голов, но оно будет увеличиваться: восемь буйволиц уже ждут потомства.
♦Живой трактор, мелиоратор и аттракцион
В Орловке мы познакомились с идейным вдохновителем проекта. Это уроженец Германии Мишель Якоби.
По образованию – эколог, по профессии – лесник. Восемь лет назад Мишель приехал в Закарпатье и был удивлен богатством тамошней природы:
– У нас в Германии, когда смотрят на елки, говорят: «Это – лес». А это не лес, это плантации, это индустриальный завод. Но не природа. А здесь, в Украине, еще есть настоящая природа, – говорит немецкий лесник.
В Закарпатье Мишель увидел буйволов и заинтересовался этими животными, которых остались считанные единицы. Местные жители поведали иностранцу, что раньше в Украине во многих семьях содержали буйволов. Почему же они исчезли? Оказывается, это животное очень привязывается к человеку. Буйволица никогда не даст молоко чужому. И когда во время коллективизации буйволов забрали на колхозные фермы и попробовали доить, – ничего не получилось. Вот тогда этих «бесполезных» животных и пустили под нож.
Время шло – и сельские жители утратили навыки содержания буйволов.
– А ведь в Закарпатье буйволы обитают две тысячи лет, – рассказывает Мишель. – И после такого срока предать это животное забвению? Полностью поменять нашу культуру? Я подумал, что это неправильно. Мы обязаны сохранять наши традиции.
Мишель Якоби считает, что сегодня разведение буйволов очень актуально для украинского села, переживающего трудные времена:
– Когда экономическая ситуация хорошая, люди покупают трактора и забывают традиции земледелия, – говорит Мишель. – А сейчас, когда бензин так дорог, можно использовать буйволов. Они эффективны в работе. Буйвол проходит по 30 километров в день. Может тянуть воз с грузом до двух тонн. Например, возить дрова. На него самого можно навьючить до 200 килограммов. На буйволе можно пахать поле. В Закарпатье говорят: живой трактор. Еще одна польза от буйвола – очень жирное молоко. Нет другого такого животного, которое обычную солому превращает в золотой пищевой продукт. Раньше в украинских семьях буйволиным молоком поили детей – и они вырастали здоровыми и крепкими.
Разведение буйволов для уроженца Германии – не бизнес, а философия жизни:
– Я очень счастлив, – признался нам Мишель. – Не всегда мне легко, приходится много работать. Но когда ты живешь честно, счастье само придет. Я люблю жить правильно – с природой, с животными, с людьми. Говорят, что я идеалист. Да, если бы я любил деньги, я бы жил в Германии и занимался там бизнесом, как мои родители.
♦Орловка станет туристическим центром
А как же относятся к проекту по адаптации к смене климата сами жители Орловки?
– Я считаю, что появление водяных буйволов – это старт большому будущему Орловки как туристическому центру на юге Украины, – говорит сельский голова Михаил Куванжи. – Мы планируем расширить теперешнее стадо буйволов, будем производить моцареллу. Для нашего населенного пункта этот проект интересен тем, что появляются новые рабочие места. Сегодня для ухода за буйволами уже привлечены пять человек. Следующее направление – использование биомассы. Предусмотрено расширение площадей посадок ивы, планируется заготовка тростника. В ближайшей перспективе мы установим оборудование для их переработки. А для этого тоже нужны рабочие руки. Первый твердотопливный котел мы установим в Доме культуры, где уже заканчиваем капитальный ремонт.
В заключение остается добавить, что пилотный проект в Орловке осуществляется при финансовой поддержке Евросоюза и Австрийского Красного Креста.


























