Неучтенная память

На фоне законодательного кризиса в институтах реставрации и охраны памятников специалисты нашли большие проблемы в их документации.  

Даже включение в Госреестр еще не защищает памятник полностью. Министр культуры Евгений Нищук отметил, что несколько лет его ведомство не пополняло Госреестр, так как сложилась негативная судебная практика вывода объектов из Госреестра из-за неполного комплекта учетной документации на памятники.

Оказалось, что для Одесщины, согласно сведениям Минкульта, эта угроза более чем значительна, так как из 1056 памятников, внесенных в Госреестр, только 391 имеет собственную документацию. Другими словами, 665 наших памятников включены в Госреестр списочно вообще без предоставления документации. Следовательно – находятся под угрозой. 

Общественники-краеведы выяснили, что в современные списки без надлежащих причин не включены 83 памятника архитектуры Одесщины. По памятникам истории ситуация еще сложнее.  Краеведы считают, что органы охраны с особым вниманием должны изучить 652 решение Облисполкома, датированное еще 1984 годом. 

Кроме того, в списках, которые открыты на сайтах областного и городского управлений охраны памятников, есть ошибки. Например, в списках присутствуют памятники, выведенные из Госреестра или отсутствующие в первоначальных решениях, на которые  ссылаются. Адресация некоторых памятников вызывает недоумение краеведов. Таких вопросов по спискам памятников Одесщины нам перечислили 187. Редакция не стала проверять все, так как любой желающий может составить свой список по базе сайта Домофото по адресу: <![CDATA[]]>http://domofoto.ru/page/47<![CDATA[]]>/

Отметим лишь, что эти замечания не касаются 179 памятников Одесщины, которые официально были сняты с учета в 2007 – 2014 годах. 

Подобного рода проблемы есть не только на местном уровне. Сотрудники Министерства культуры сами зашли в тупик, когда, проверяя текст своего приказа о выводе одного из одесских памятников из Госреестра, обнаружили приказ о штатном расписании… Киевского хореографического училища.

«Если суд примет решение о снятии с учёта памятников, то Минкультуры нужно распускать аппарат по охране памятников», – считает архитектор Сергей Дяченко. Поводом для такого высказывания стал судебный процесс по аутентичности памятников Греческой богадельни им Г. Г. Маразли в Удельном переулке Одессы. Проигрыш областного органа охраны в этом процессе даст застройщикам универсальный инструмент вывода любого памятника под застройку. Автор первого историко-архитектурного опорного плана Одессы 1989 года Наталья Мотырева говорит, что даже на Театр оперы и балета можно составить экспертизу о его не 100%-ной аутентичности. Известный реставратор Анатолий Изотов считает, что в Одессе нет ни одного полностью аутентичного или, другими словами, полностью сохранившегося  с момента постройки памятника.

Этот процесс  вместе с отменой историко-градостроительных обоснований (ИГО) с 1 января 2019 года может дать неограниченную возможность по застройке исторического центра Одессы. 

Член Консультативного совета по охране культурного наследия Одесской  ОГА Сергей Сарафанюк показал, что учетная документация на памятники Городского сада и Приморского бульвара №9 содержала ошибки в определении охраняемой территории, что позволило инвесторам претендовать на застройку утраченных частей. По мнению известного реставратора Анатолия Изотова, так же опасны ошибки в формулировках предмета охраны – когда нечетко указано, что именно надо сохранить. В этом случае памятник можно просто потерять.

Заместитель министра культуры Тамара Мазур считает, что в связи с отменой ИГО особенно остро встает вопрос отсутствия в документации на памятники зон охраны. Надо отметить, что существующая ранее норма ограничения застройки возле памятника на 50 метров (зона охраны) была отменена КМУ, вместе с соответствующей инструкцией, еще в 2013 году. 

Как позитивный момент, пра­­возащит­ник Неонила Тка­ченко отметила, что после встречи с заместителем пред­седателя ОГА­ Светланой Шаталовой началось конст­руктивное сотрудничество по защите парка «Аркадия». Сотрудники уп­равления составили акт о незаконном уни­ч­тожении ча­с­ти этого парка, чем помогли сдвинуть с мертвой точки судебный процесс. Ак­ти­вистка обеспокоена тем, что у территориального органа охраны нет денег для самостоятельных инициатив в суде. Поэтому они вынуждены обращаться в прокуратуру, которая в большинстве случаев бездействует. Руководитель ОО «За всю Одессу!» Андрей Сидоренко считает, что, если предусмотреть затраты на судебные издержки, то это окупится сторицей, так как позволит сэкономить на восстановительных работах разрушенных памятников. Да и в областном органе охраны есть компетентный юрист, который мог бы успешно защищать памятники в су­де.

 «Спасение Одессы – дело рук самих одесситов»

Известные краеведы Инна Арутюнова и Валерий Шерстобитов так назвали пятый том своей серии книг об Одессе, где собраны истории противостояния с застройщиками, в том числе и по Удельному переулку. 

Общественная поддержка в этом вопросе действительно крайне важна. 

Но тут надо уче­сть, что количество краеведов, способных реально помочь с архивными поисками, ограничен. Так, например, краевед Серегей Котелко член ОО «Мой дом Одесса» из-за большой загруз­ки по описанию захоронений Второго Христианского кладбища вынужден был отказываться от уточнения исторических сведений на дом Тимченко, который вместе с Летним театром был под угрозой застройки.

 «У нас по многим памятникам ситуация печальная, – констатирует Анатолий Изотов, – и может настать момент, когда памятники начнут просто один за другим падать».  Возможно, стоит сосредоточиться на первой по срочности проблеме и использовать подход Анатолия, когда для реставрации Воронцовского бельведера все краеведы быстро, через соцсети, объединили ­свои усилия для установления его подлинной истории. 

Сотрудники областного органа охраны завалены текущей бюрократической работой. Им редко удается выкроить время для посещения архивов и библиотек. А ведь более 14000 памятников Одесщины еще предстоит описать.  Если эта ноша останется только на сотрудниках управления областного органа охраны, то при сложившейся ситуации учетная документация будет готовиться более 200 лет. Многие памятники просто не доживут до этого. Поэтому нужен открытый информационно-документальный ресурс, который бы обнажил все проблемы и объединил усилия жителей Одесщины по их решению.

Столичный прорыв

Не дожидаясь инициатив Минкульта, громада Киева уже сама научилась решать подобные проблемы. Мы уже писали об успешной практике защиты в судах памятников столицы. А сейчас сделан еще один системный шаг для сохранения культурного наследия. Территориальный орган охраны КГГА внедрил информационную базу памятников культурного наследия с открытым доступом через Интернет, которая предоставляет возможность узнать о мерах по защите каждого памятника в Киеве и принять посильное участие всем гражданам. Причем  разработка и внедрение программного обеспечения заняли всего 4 месяца.

Цитата в тему. В сов­ременном мире, который знает  трагедию Алеппо и судьбу Пальмиры, восстановление Варшавы и тщательную  реконструкцию ее памятников культуры после Второй мировой войны, особенно ценен положительный опыт возрождения там, где  в результате военных дейст­вий люди практически по­те­ряли свои города. Уничтожение не означает конец его существования, оно может быть началом но­­вого восстановительного строительства. (Из выступления Вице-­премьера Республики Польша Петра Глинского на 41-й сессии ЮНЕСКО)

На снимке: церковь во имя Святителя Николая и Святой мученицы Ариадны (ныне собор Св. прав. Иоанна Кронштадтского) в переулке Удельном, 1 по Малофонтанской дороге (Французский бульвар) была возведена и освящена в 1902 г. по проекту известного одесского архитектора Ю.М. Дмитренко на средства греческого мецената купца 1-й гильдии М.Н. Маврокордато при Богадельне Греческого благотворительного общества им. Г.Г. Маразли

Рубрика: 
Район: 
Выпуск: 

Схожі статті