ОМКФ-2018: украинский взгляд

IX Одесский международныйкинофестиваль уверенно преодолел свой экватор. Главная интрига (Гран-при, награда лучшему режиссеру и т.д.) все еще сохраняется,  но уже можно говорить о каких-то тенденциях или, как сейчас модно говорить, трендах.Один из самых заметных моментов – украинское кино все больше европеизируется, в лучшем смысле этого слова.

Интересный момент: после показа фильма Тони Ноябревой «Герой моего времени», у режиссера поинтересовались: было ли заимствование из картины  Рубена Эстлунда «Квадрат» (на минуточку, обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля). Там и там обыгрывается  музейная  инсталляция  а-ля гора мусора. Тоня призналась, что сама была поражена совпадением, но на момент выхода «Квадрата» съемки «Героя …» уже были завершены. «Наверное, это те идеи, которые сейчас просто витают в воздухе», - заметила она. Не будем сравнивать картины, это некорректно, но сам факт:  молодые украинские режиссеры мыслят в том же направлении, что и именитые зарубежные коллеги, довольно показателен. 

Девять лет тому назад достойные украинские фильмы можно было буквально пересчитать по пальцам, сейчас количество постепенно перерастает в качество. «Цифры – хорошая вещь, - говорил на церемонии открытия ОМКФ вице-премьер-министр Украины Павел Розенко. – Более сорока украинских кинопремьер увидели свет  в прошлом году, в этом – государство выделило на поддержку отечественного кинематографа миллиард  гривен. За цифрами стоят качественные проекты. За последнее время украинские фильмы завоевали десяток наград на фестивалях серии А по всему миру».

Если говорить, о фильмах-участниках ОМКФ-2018, то драму «Когда падают деревья», полнометражный дебют Марыси Никитюк, отобрали для конкурсной программы PanoramaBerlinale 68-го Берлинского кинофестиваля, а фильм Романа Бондарчука «Вулкан» буквально на днях получил Гран-при «Золотой абрикос» на международном фестивале в Ереване. Кстати, украинская премьера «Вулкана» пройдет  в Одессе сегодня, 18 июля. 

Кинофестивали, подобные одесскому, это не просто творческие богемные тусовки, но и деловые встречи, которые позволяют творцам, продюсерам и спонсорам найти друг друга. Ведь что скрывать, кинопроизводство – процесс недешевый.  Поэтому во всем мире практикуется питчинг – презентация будущего кинопроекта, с целью найти финансирование под него.

Например, упомянутый уже «Герой моего времени» был одним из победителей питчинга Госагентства Украины по вопросам кино. В результате из 16-миллионного бюджета государственная поддержка составила ровно половину. В этом году «Герой …» открыл Национальную конкурсную программу ОМКФ, в сентябре планируется начать его показ в Украине, ведутся переговоры о международном прокате. История провинциала, приехавшего покорять столицу, - сюжет интернациональный, а «национальные особенности» лишь придают особый колорит. Одним из героев фильма режиссер Тоня Ноябрева называет сам Киев, причем показанный  не с туристически-парадной, а с буднично-повседневной стороны.

Украинский кинематограф все увереннее интегрируется в европейское культурное пространство. Еще одно  тому подтверждение – фильм-открытие ОМКФ-2018 «Женщина на войне». Совместное производство Исландии, Франции и Украины. Главная героиня, идейный борец за экологию, мечтает усыновить ребенка. Ей выпадает шанс стать мамой украинской девочки, чьи родители погибли на войне. И пусть эта война не в центре сюжета, но о ней говорят. Снова звучит слово «Украина», откладываясь в сознании зрителя. Это дорогого стоит. Не секрет, что украинские туристы за рубежом раньше воспринимались  просто как «русские». Национальная идентичность нужна не только для внутреннего пользования, но и «на экспорт».  А еще – в фильме звучат великолепные фольклорные украинские напевы, перемежающиеся с инструментальными композициями исландского трио. Все это волшебно оттеняет основную историю. Не зря же   музыкальное сопровождение  киноленты было отмечено на Неделе критики Каннского фестиваля в этом  году. 

ОМКФ-2018 продолжается. Хочется пожелать его участникам творческой смелости  «узника совести» Олега Сенцова, за которым закреплено символическое место в Фестивальном дворце, и профессионального долголетия Ады Роговцевой, почетной гостьи фестиваля, удостоенной статуэтки «Золотой Дюк» за вклад в киноискусство. Порадуемся,  что украинское кино может быть не только «фестивальным», но и коммерчески успешным (недавние «Киборги» и «Сторожевая застава» показывают, что это вполне реально).Ну, а кто и в каком виде в очередной раз прошелся по Красной дорожке…  интересно, конечно. Но не главное.

Рубрика: 
Район: 
Выпуск: 

Схожі статті