20 июля 1981 года в Одессе родилась Анна Яблонская - известный миру драматург и поэт
В нашей семье был культ слова, а на заметные с раннего детства способности Ани, конечно, обратили внимание и в школе. В старших гимназических классах Аня уже признанный лидер творческой жизни: живет в статусе поэта и объединяет всех творчески одаренных ребят. Создает с ними театр, пишет и ставит пьесы. О спектаклях в актовом зале Анины однокашники помнят, что свободных мест там не было!..
Не было еще тогда и молвы о детях индиго, а они уже были!.. Ранней весной 1996 года у 14-летнего поэта Ани Яблонской выходит первая книжка – «Все звезды». Вот строки из предисловия от Аниного учителя Алины Протасевич: «Какие бы сюжеты для своих стихов ни брала Аня – мифологические, библейские, сказочные, какую бы бесстрашную лирику ни писала, – везде ее неугомонное сердце беспокоится о своих сверстниках и современниках. Станут ли они настоящими людьми цивилизованного общества?!» И девятиклассница Аня отвечает на все вопросы в прессе своего миллионного города, ее ждут на радио и телевидении. А в конце лета – выход на сцену особого журналистского конкурса «Мисс-пресса Одесса». И самый высокий приз у Ани – прыжок с парашютом!..
Воскресный аэродром «Гидропорт», жизненно важные наставления инструктора для неба и земли – с обязательным прыжком с полутораметровой высоты для правильного приземления. Заправлен парашют – и Аня в группе опытных спортсменов-парашютистов поднимается на «аннушке» (АН-2) в одесское небо. И уже там – высоко-высоко – раскрываются все шелковые купола, и под своим правильно и красиво возвращается с неба «мисс пресса-Одесса»!..
Такую «мисс», конечно, ждали на филфаке нашего университета. Но пронести туда свои документы мимо бдительной одесской Юридической академии не получилось. По этой причине Аня 5 лет изучала право, в том числе и международное – всё на «отлично», и представляла этот бурно растущий вуз красиво и лично! В этом была своя тайна и даже две. При юракадемии жил-был еще и молодой театр «Тур-де-Форс», и на этой же улице – свое издательство. Театр с понятной долей шутки называли «крепостным», но Аня была в нем и своим поэтом, и актрисой, и драматургом… А теперь и об издательстве: оно называлось тогда «Юридична література», но в 2000-м году именно здесь вышла в свет Анина вторая, уже очень взрослая книга стихов «Предчувствие любви»…
Да, расставание с такой академией было сложным – конечно, с искренней благодарностью, но и решительным отказом Ани от настойчиво предлагаемой ей аспирантуры и научной карьеры.
Поэт и драматург, а к этому времени уже и автор тонких и толстых журналов, Аня Яблонская ради хлебушка насущного «и любимого яблочного сока!» устроилась на одесский комбинат детского питания Vitmark менеджером по рекламе.
Но пришел момент, когда Анина невероятная энергия творчества просто отказала ей в возможности заниматься чем-либо посторонним. К счастью, в жизни своего автора (которому, как в эссе «Никуда не надо») уже начали принимать участие редакции журналов, а затем и театры. И все – очень отдаленные!.. В одном одесском «здании с колоннами» (так Аня стала называть подобные театры) она поняла: здесь растущего по соседству драматурга в упор не желают видеть!.. Увы, обыкновенная одесская история: родной город не отвечает своим чересчур одаренным чадам взаимностью. Не до них.
Но, улетая на огромные расстояния, побеждая на евразийских творческих конкурсах молодых драматургов, принимая участие в постановке своей пьесы «Где-то и около» в театре «Парафраз» удмуртского г. Глазова, завершая пьесу «Чацкий-Камчатский» для челябинского «Манекена» и «Видекамеру» (всю стихами!) для петербургского «Театра на Галерной», и даже «Язычников» для московском театре DOC, всегда с радостью возвращалась в Одессу.
– Аня с искренней радостью возвращается в свой город, к своей семье, к любимой дочке Машеньке. И, конечно, к своему рабочему столу, к своим персонажам, которые здесь везде – у каждого подъезда, у хлебной будки и на всех улицах! К своему Большому Фонтану, который уже отгораживают от моря наглые нувориши (сатирическая пьеса «Выход к морю»). К родным людям в Беляевке над Днестром (пьеса «Дверь»). Всё прекрасно узнаваемо в этой её бескомпромиссной драматургии новой волны! И Анна Яблонская уже названа лидером ее особой женской ветви!..
Она, удивительная «одесситка без привязной одесскости», рожденная мамой-украинкой, – она по-настоящему любила родной город в своей Украине. И когда ее пьесы начали ставить далеко-далеко, она не просила – требовала, чтобы находили актеров, не забывающих рідну мову! А одному из кремлевских «первых лиц» публично влепила свою интернет-оценку за дурацко-имперское произношение слова: «Украина»!..
Творческая жизнь уже известного миру драматурга, сценариста и поэта развивалась стремительно, но в конце декабря 2010 года растущий круг друзей вдруг увидел Анину тревожную запись на странице Живого Журнала: «Мне кажется, у меня осталось очень мало времени». Понеслись взволнованные, исключающие всё недоброе комментарии!.. Но человек-индиго Аня, которая в пьесе «Семейные сцены», да и в своем поэтическом дневнике предсказала даже то, что в жизнь Украины ворвется «братская» агрессия и подлая война, – она оставила и такие строки о себе: «Жизнь оказалась не очень длинной, зато забавной. Она запомнится…»
Мир помнит, зачем драматурга Анну Яблонскую срочно вызвали в Москву 24 января 2011 года. Организаторы конкурса на лучший киносценарий в редакции журнала «Искусство кино» ждали победительницу - автора «Язычников» - со своим самым большим сюрпризом… Но Ане с одной сумочкой в руке через считанные минуты после завершения авиарейса из Одессы не хватило всего 15 секунд, чтобы пройти, покинуть и этот – последний зал аэропорта «Домодедово»… Там и взорвалась бомба очередного теракта в путинской «эрефии». Среди тридцати семи погибших ни в чем не повинных людей из многих стран была и наша Аня. Осколок в сердце оборвал ее первую жизнь…
И тогда взорвался потрясенный Интернет! Открывшийся огромный круг друзей был горестен, но точен: «Анну Яблонскую убили на взлёте!» Искали и находили всё новые и новые Анины строки в сотнях её стихов и в не подсчитанных еще десятках пьес!.. И это поразительное для 29-летней земной жизни богатство стало появляться не только на множестве сайтов, но и на страницах прессы, звучать на радио и ТВ. И вслед за тем в выборе театральных режиссеров – на сценах самых смелых театров. Творческий мир всего континента осознал: печатаем, рассказываем, показываем, ставим драматурга в таком ряду: ЧЕХОВ – БУЛГАКОВ – ВАМПИЛОВ – ЯБЛОНСКАЯ. А о стихах в Анином бесстрашном поэтическом дневнике было сказано : «У Ани Яблонской стальная лирика». Так началась её вторая жизнь.
Ломтик солнца, как курага
в абрикосовом сердце врага
в красных лентах уставших полков
в темной мякоти облаков
я лежу, словно горстка живой
рыхлой почвы с пожухшей травой
и пытаюсь понять, как же так:
кто такие, откуда тик-так,
подползает ко мне офицер
и глядит на меня сквозь прицел -
все равно он не станет стрелять
потому что я просто земля
черный сок да растоптанный грунт
и вообще никогда не умру…
(Из книги стихов «Линия любви»)
Григорий Яблонский, отец Ани


























