Новогоднее путешествие в историю

В круговороте подготовки к новогодним праздникам в последние дни уходящего года все заняты различными хлопотами: завершением дел, подведением итогов, покупкой подарков для близких, организацией детских мероприятий. Чтобы провести время вместе с семьей интересно и познавательно, туристическая компания «Тудой-Сюдой»  предложила специальную новогоднюю экскурсию, состоящую из трех блоков.

Впервые  три гида, друг за другом по очереди, рассказали, как в старой Одессе праздновали Новый год украинцы, русские,  немцы, поляки, греки, болгары и другие одесские народы. А также - как проводили свои зимние торжества евреи, отмечая  Хануку, которая  хоть  и не связана с Новым годом, но тоже очень светлый декабрьский  праздник, а ее смысл во многом перекликается с традициями, по которым отмечают свои новогодне-рождественские праздники  представители разных конфессий.

Еврейская история  начинается на Примор­ском бульваре, там, где на площади возле Дюка в эти дни можно увидеть  большую городскую  ханукию –  символ еврейского религиозного праздника. Ее  огни уже традиционно стали  привычной частью зимнего пейзажа Одессы. Здесь же гид вам подскажет, что Ханука – это праздник чуда и чистоты,  победы добра над злом.  Он учит людей никогда не впадать в отчаяние.  Как говорит еврейская мудрость, немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму.   В течение 8 дней евреи зажигают свечи в ханукии, ежедневно добавляя по одной.

На Хануку готовят оладьи, пончики из дрожжевого теста с различными начинками.

«Ханукальный обычай с ранних лет знакомит ребенка со всей родней  лично. Он запоминает тех, кто составляет его семейный круг, тех, кто одаривает его на Хануку. Причем, некоторые молча, кто с прибаутками, кто со строгими экзаменационными вопросами, а кто с пончиками в придачу. Ребенок запомнит их всех, куда бы ни разметала судьба семейный круг беззащитных перед зимой и историей. Он сможет признать и вспомнить родню в любом возрасте и на любом континенте. Детям в эти дни дарят карманные деньги «Хануке-гелт»,  игрушки и  угощают их сладостями», - завершила свой рассказ  экскурсовод  Алена, также угощая всех  участников прогулки традиционными пончиками. Вторую  часть проводил гид Станислав - этнический немец, вместе с которым  предстояло посещение Кирхи на Гаванной и Евангелическую реформаторская церковь на Пастера, возможность послушать орган  и отведать немецкий рождественский пирог штолен. Рождество у католиков почитается больше, чем Новый год, и считается главным семейным праздником из череды «новогодних», когда за большим столом собирается вся семья, порой даже дальние родственники.

Сами по себе рождественские свечи также являются символом праздника, часто изготовлены в форме звезды, что  напрямую связано с языческими верованиями - с помощью огня наши предки отгоняли злых духов.  В христианскую эпоху свеча приобрела особое значение: она символизировала путь, который каждый из нас выбирает в жизни, а также победу светлых сил над темными.

Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим  праздником «Рождения Солнца Непобедимого», который после принятия в Риме христианства наполнился новым содержанием. О созвучии  языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге — «рождественского полена».  Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест, что было попыткой примирить языческий обряд с христианской религией.

Сегодня большинство христиан  празднуют Рождество именно 25 декабря. Но не только католики, а и протестанты, и православные Вселенского патриархата в Турции и Греции, в США и Канаде, а также православные церкви Румынии и Болгарии.  Греко - католики  Канады, Бразилии и Аргентины также перешли на новый стиль. Всеправославный Собор в Константино­поле 1923 решил, что православные христиане по уточненному Григорианскому календарю должны отмечать Рождество Христово 25 декабря. На это согласились все страны кроме тех, что были под влиянием Советского Союза. Их замысел  был в том, чтобы постепенно заменить христианские традиции собственной атеистической идеологией.  Уже начиная с 1929 года, в СССР празднование Рождества было официально отменено.  Позже, в 1947 году первый новогодний день  1 января  для советских граждан объявили праздничным и выходным.  В дополнение Рождественская звезда на елках стала пятиконечной, подарки детям начал раздавать не Святой Николай, а Дед Мороз. Таким образом, праздничные настроения советских верующих были смещены с Рождества Христова на Новый год. 

Завершила новогоднее путешествие  гид Анна, в том самом месте, где стены помнят тех, кто Одессу строил – во дворце Потоцких-Нарышкиных, в третьем блоке экскурсии, рассказывая о первой елке города,  новогодних и рождественских традициях. Удивительно и интересно было узнать много  исторических фактов о зданиях,  мимо которых мы ходим  каждый день по одесским улицам.   Например,  что Дом Фундуклея на углу Торговой и Пастера, это первое место обитания  Воронцовых. О  том, как  праздновались новогодние балы в их семье, и как христианское православное дворянство города отмечали  Новый год, о  первом Ришельевском музее, о семье Дерибаса, о том о чем «молчал Ильф, обнимая мир»...  В нынешнем здании Одесского художественного музея – бывшей усадьбе Потоцких, где  в центральном зале установили елку, тема экскурсии перешла от XIX к XX веку,  и все с удовольствием вспомнили, когда и в связи с чем менялась форма и характер елочных украшений, начиная с папье-маше и бинтов во время войны, игрушек в виде космонавтов и початков кукурузы, и как в 60-х годах оливье стало главным блюдом новогодних застолий. Всех угостили шампанским и подарили сувениры.

«Тема этой экскурсии  родилась тогда, когда мы узнали, что будет еще один большой праздник и дополнительные выходные дни. А вот разработка темы - это месяц напряженной работы каждого из трех гидов - архивный поиск, встречи с краеведами, посещение музеев и храмов, составление маршрутов.  Для того, чтобы подготовить такое замечательное  путешествие в историю, гиды подготовились основательно,  перелистали ханукальные рассказы Шолом-Алейхема, где хрестоматийно описано празднование Хануки и Ицхака Башевиса-Зингера, а также перечитали  немецких авторов- колонистов, порой в оригинале», - поделился историк Александр Бабич. 

Получилась красивая очень интеллигентная сказка, настоящее праздничное путешествие в историю. 

Район: 
Выпуск: 

Схожі статті