Александр ДЕГТЯРЕВ: «В 1975 году «Черноморец» сенсационно обыграл победителя Кубка обладателей кубков»

Александр Викторович Дегтярев – представитель выдающейся плеяды вратарей, защищавших цвета «Черноморца» в чемпионатах СССР. В одесском коллективе он появился в декабре 1972 года, когда моряки выступали в первой лиге. В дебютном для себя сезоне-1973 Дегтярев вместе с командой завоевал право представлять Одессу в высшей лиге, а в 1974-м стал бронзовым призером.

 Об основных этапах своей спортивной карьеры, исторических поединках с лидерами советского и украинского футбола, сегодняшнем «Черноморце» и многом другом – Александр Дегтярев рассказал в интервью «ОВ».

- Александр Викторович, Вы, как и многие мальчишки послевоенных лет, уже с раннего детства увлеклись занятиями футболом. Как получилось, что Вы стали именно вратарем? 

- Дело в том, что моими можно сказать «партнерами» по киевской «дворовой» команде были ныне хорошо известные специалисты – Владимир Мунтян и Анатолий Бышовец. Так сложилось, что мне частенько приходилось стоять в воротах. Когда же мы с ребятами пошли записываться в местную ДЮСШ-1, то попали на двухстороннюю игру между учениками. А там в одной из команд не оказалось вратаря, и Володя Мунтян сказал тренеру Леониду Идзковскому: «Дегтярев может встать в ворота». Вот он и решил меня попробовать на этой позиции, а после игры Леонид Антонович подошел и сказал: «Все – будешь вратарем». Добавлю, что кроме Леонида Идзковского, моими первыми наставниками были Михаил Корсунский и Владимир Качанов. 

- А кто был Вашим кумиром среди вратарей?

- Для меня лучшим был и остается легендарный голкипер киевского «Динамо» Олег Макаров. В юном возрасте я часто ходил на стадион и с увлечением смотрел на его великолепную игру. Кстати, мне выпала большая честь работать с Макаровым – в 1967 году он тренировал тернопольский «Авангард», а я целый сезон провел в этом коллективе. 

- Каким образом Вы надели футболку «Черно­морца»?

- В 1972 году на одном из турниров, проходивших в Житомире, ко мне подошел тренер Матвей Черкасский и сказал, что меня в «Черноморец» приглашает главный наставник одесситов Анатолий Зубрицкий. А в то же время меня «сватало» и киевское «Динамо». Но там была очень высокая конкуренция. Посоветовавшись с женой, я принял решение ехать в Одессу, о чем никогда не сожалел. Здесь познакомился с Зубрицким и всеми футболистами команды. Пройдя с ребятами сборы, с первого круга чемпионата 1973 года прочно занял место основного вратаря. В том сезоне нам удалось выиграть первую лигу и перейти в высший класс, в котором команда заняла третье место.

- Как Вы считаете, за счет чего «Черноморцу» удалось сотворить сенсацию – дебютировав в высшей лиге, сходу стать бронзовым призером?

- Наш успех не был случайным. Все без исключения футболисты хотели доказать, что не случайно попали в элитный класс и могут играть наравне с самыми титулованными командами СССР. Мы были по-хорошему самолюбивыми – не боялись никого, скорее, боялись нас. Как только мы поняли, что можем побороться за призовые места, то получили дополнительный стимул. И когда команда набрала ход, то ее уже невозможно было остановить – победы шли одна за другой. Интересно, что «Черноморец» по ходу чемпионата даже претендовал на второе место, но на финише пропустил вперед московский «Спартак». Однако и бронзовые медали были огромным успехом. Подчеркну, что в команде существовал отличный подбор исполнителей. Каждый был силен в своем амплуа, и футболисты прекрасно дополняли друг друга. Назову имена некоторых из них. Это, к большому сожалению, давно покойный Владимир Макаров (в 1979 году футболист погиб в авиакатастрофе с ташкентским «Пахтакором» – прим. авт.). Кстати, он с 13-ю забитыми мячами стал одним из лучших бомбардиров высшей лиги. Также отмечу Анатолия Дорошенко, Григория Сапожникова, Владимира Нечаева. Этот список можно еще долго продолжать но, конечно, главная заслуга принадлежала нашему наставнику Ахмеду Лятифовичу Алескерову. Увы, Ахмед Лятифович в 2015-м ушел из жизни. Кстати, его память была увековечена – именная звезда Ахмеда Алескерова была открыта на алле славы одесского футбола возле стадиона «Черноморец».

- Как у Вас складывались отношения с другими вратарями «Черноморца»?

- В Одессе мне сначала довелось играть с Алексеем Нефедовым, а позднее - с Крамаренко и Роменским. Со всеми были нормальные рабочие отношения, без взаимных претензий. Каждый становился в ворота, если он, по мнению тренерского штаба, был действительно сильнее, и никто на это не обижался. Были времена, когда и мне приходилось сидеть на скамейке запасных или выступать за вторую команду. Так, осенью 1976 года в «основе» больше играл Крамаренко, а я был в дубле. Но когда «Черноморцу», находившемуся в «зоне вылета», предстояло сыграть в Москве со «Спартаком», именно меня поставили на игру основных составов. Мы победили в очень важном поединке, и в оставшихся трех матчах чемпионата ворота защищал я. Кстати, «Черноморец» тогда остался в высшей лиге, а покинул ее … «Спартак».

 После я снова стал основным вратарем, а один из лучших сезонов пришелся на 1977 год, когда меня включили в список «33 лучших футболистов Украины».

 - Александр Викторович, не могу не спросить о знаменитом матче чемпионата СССР 1975 года, когда «Черноморец» дома сенсационно обыграл действующего победителя Кубка обладателей Кубков киевское «Динамо». 

- Да, это особый матч в истории одесского футбола. В первый и единственный раз команда обыграла не кого-нибудь, а свежеиспеченного победителя европейского трофея. Тогда это была действительно сенсация не только для чемпионата СССР, но и в Европе! Тем более что перед игрой «Черноморец» занимал 13-е место, «Динамо» – 1-е. Вскоре после начала встречи счет был открыт. Помню, что защитник Нечаев, совершив рейд по правому краю, сделал резкую передачу в штрафную, а Родионов, находившийся в окружении рослых защитников, сумел опередить их и послать мяч головой в ворота. После этого киевляне, что называется, насели на нас. В нашу штрафную поочередно врывались Онищенко, Блохин, Матвиенко. После одного из ударов мне чудом буквально на линии ворот у самой штанги удалось накрыть мяч. Казалось, гол назревает, но мы все же выстояли и подтвердили свое реноме «грозы авторитетов». Конечно, тогда это был своего рода сильнейший удар по чести и самолюбию не только всего киевского клуба, а и великого тренера Валерия Васильевича Лобановского. Но футбол – это игра, и игра – непредсказуемая. Мы выиграли, а значит, в тот день мы были сильнее победителя Кубка обладателей Кубков. 

- А в том же 1975 году Вы с «Черноморцем» впервые сыграли в «Европе»… 

 - Да, мы дебютировали в еврокубках – в Кубке УЕФА сразились с грозным римским «Лацио». Дома, благодаря голу Анатолия Дорошенко, выиграли 1:0, а ответной игре проиграли 0:3. Обидно, что первый гол нам забили буквально на последних секундах основного времени. Вполне справедливый пенальти реализовал ныне уже покойный легендарный форвард итальянской сборной Киналья. И он же в дополнительное время забил еще два мяча. В итоге мы уступили, и горечь обиды от того поражения живет до сих пор, но это футбол. Отмечу, что до игры в Риме итальянцы нас реально побаивались. Они узнали, что мы достаточно успешно выступали в чемпионате СССР, что регулярно отбирали очки у лидеров турнира. Я считаю, что мы должны были проходить «Лацио», ведь на тот момент мы были все-таки немного сильнее их, несмотря на их громкие титулы и статус. Но футбол есть футбол и в том противостоянии, можно сказать, нам чуть-чуть не повезло. 

 - Когда Вы завершили вратарскую карьеру?

 - По сути, в 1979 году, хотя затем я отыграл еще несколько матчей. Сначала в 1980 году Ефим Школьников, тренировавший черниговскую «Десну», пригласил сыграть несколько матчей. А в 1981-м тогдашний главный тренер «Черноморца» Никита Симонян попросил меня выручить команду, потому что оба вратаря – Елинскас и Жекю – заболели. Но я-то уже был не в лучшей спортивной форме, что сказалось в одном из матчей со «Спартаком», когда мы проиграли 1:4. После той игры я приехал на базу, собрал вещи и уехал. Потом занимался судейством – обслуживал матчи городских соревнований, а в 1983 году стал арбитром республиканской категории. Также судил матчи высшей и первой лиги, а судейскую карьеру закончил в 1992 году. Сегодня же работаю в должности первого заместителя председателя Федерации футбола Одессы. Кроме этого, являюсь судейским наблюдателем ФФУ, а ранее эта должность называлась «инспектор».

- А Вы встречаетесь с бывшими коллегами по «Черноморцу»? 

- Да, конечно. Во-первых, я это делаю, что называется, по долгу службы, так как возглавляю клуб ветеранов одесского футбола. По мере сил и возможностей мы стараемся помогать некоторым ветеранам, которые ковали славу одесского и украинского футбола. Во-вторых, мы ежемесячно встречаемся в уникальном музее истории футбола, который основал прекрасный поклонник «спорта №1» Эммануил Ганев. Кроме этого, нас – ветеранов – периодически собирают на различных юбилейных торжествах. Так, в 2014 году в филармонии состоялось торжественное чествование ветеранов «Черноморца» – бронзовых призеров чемпионата СССР, посвященное 40-летию этой даты. Было очень приятно снова увидеться со многими ребятами, которые приехали также из других городов. Было очень много людей в зале, и большое внимание со стороны прессы. Очень хорошо, что такое знаменательное событие, как бронза одесситов в чемпионате СССР, до сих пор вспоминают как в клубе, так и преданные болельщики команды.

 - Александр Викторович, как Вы оцениваете сегодняшнее положение дел в «Черноморце»? 

- Скажу так – уровень футбола, показываемый командой, далек от того, что наверняка хотят увидеть ее многочисленные болельщики. С другой стороны, потенциал у этой молодой команды, которую недавно возглавил известный болгарский специалист Ангел Червенков, есть. Об этом говорят и результаты, показанные ребятами в начале текущего чемпионата. Команда очень хорошо стартовала, по праву одержав победы над «Олимпиком» и «Десной», отобрала очки у участников еврокубков - «Зари» и «Динамо». К сожалению, потом началась черная полоса, последовало несколько поражений подряд. Но, считаю, что не во всех этих поединках одесситы заслуживали поражения. В тех же домашних матчах со «Львовом» и «Мариуполем» была абсолютно равная борьба, и нашим ребятам просто не хватило везения, чтобы хотя бы раз поразить ворота соперника. Конечно, Ангелу Черевенкову будет нелегко вывести команду из такого негативного психологического состояния и поднять с предпоследнего места в турнирной таблице. Но я верю, что ребята смогут найти свою игру и показать более достойный результат. Впереди – еще длинная турнирная дистанция, и я искренне могу пожелать ребятам занять место в середине турнирной таблицы и порадовать болельщиков новыми победами. Думаю, что одесситам сделать это будет по силам. 

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті