«Дипломированный и образованный – не одно и то же»

Директор Одесского технического колледжа Одесской национальной академии пищевых технологий, председатель Совета директоров  колледжей, заслуженный учитель Украины Анатолий Владимирович Коваленко возглавляет это учебное заведение с 1978 года. Всех первокурсников Анатолий Владимир ласково называет «малышами». Вероятно, отсюда и внимательное, заботливое отношение к ним не только со стороны преподавательского состава колледжа, но и ребят постарше. 

«Вашему учебному заведению без малого 90 лет.  Сегодня это один из наиболее популярных колледжей в Одесской области с большим выбором самых различных специальностей.  А начиналось все с чего?», –  с этого вопроса началась наша беседа с   Анатолием  Владимировичем. 

  – В 1930 году агропромышленному комплексу была поставлена задача по обеспечению страны хлебопекарным производством. Вот в Одессе и был создан такой хлебопекарный техникум, в котором первоначально учили на хлебопеков и машинистов, затем добавили специальность «виноделие». Со временем техникум перешел отраслевому Министерству,  и с 1938 года он получил соответствующее название – «Пищевой  промышленности».  В 1990 году с реформой образования поступило предложение начать готовить младших инженеров. Мы одни из первых получили лицензию и стали колледжем. И с 90 года начали готовить бакалавров…

– А  есть принципиальное различие  между колледжем и техникумом?  

 – У нас двухуровневая подготовка. Техникумы  готовили только младших специалистов. А мы являемся частью системы высшего образования, так как готовим бакалавров.    

Ребята, оканчивая колледж, получают не только инженерное высшее образование, но и рабочие профессии.

 – То есть будущий инженер обязательно осваивает рабочую специальность?

 – Именно так, и этим мы отличаемся, в этом наше преимущество. Причем, выпускники получают в обязательном порядке удостоверения  двух и даже трех рабочих профессий. Мы стараемся выпускать не просто специалистов, а компетентных специалистов. 

 – А в чем разница между этими двумя понятиями?

 –  Компетентность отличает настоящего специалиста от исполнителя определенных функций. В прежние времена образование давало не просто какую-то сумму знаний, умений и навыков, но и понимание того, как применить их в жизни. У большинства школьников, оканчивающих выпускные классы, формировалось понятие, кем они хотят быть, на кого им учиться дальше. Сегодня же мало кто из ребят, приходя к нам, уже определились со своей будущей профессией. Большая часть поступает просто для того, чтобы получить диплом или потому что так хотят их родители. Многих приходиться уговаривать посещать творческие кружки, спортивные секции, которые у нас доступны всем, но у ребят просто отсутствует интерес к чему-либо, кроме развлечений. Многие не умеют самостоятельно  учиться. А ведь самостоятельная работа это не механическое  поглощение информации – это способность её осмысливать, анализировать. Тревожно, что порою выпускник школы даже не знает толком, на кого он идет учиться, не может вразумительно объяснить, почему он выбрал ту или иную специальность или, наоборот, почему решил забрать документы. 

Поэтому наши преподаватели стараются передать ребятам не только знания, но и привить любовь к той или иной профессии, воспитать по-настоящему образованных людей. Дипломированный и образованный специалист — совсем не одно и то же.   

–  Владимир Анатольевич, а если вспомнить ваши юные годы? Ваше детство и юность пришлись на трудные послевоенные годы. Что было интересно Вам, вашему поколению? 

 – Большинству  из нас было интересно все – учиться в школе,  наблюдать мир, находя для себя ответы на самые различные вопросы. Я окончил в Граденицах «семилетку»  с отличием и поехал поступать в Одессу, мечтая стать моряком. Но в мореходку не взяли – мне не исполнилось тогда ещё необходимых для поступления 15 лет.  В Одессе я увидел указатели – стрелочки: «Машиностроительный техникум».  По ним я и нашел это учебное заведение.  Поступил, проучился четыре года с большим интересом.

– Судя по вашей хорошей физической форме, которую Вы сохранили сегодня, занятия спортом для вас не были чужды в юности? 

– Конечно, мне была интересна не только учеба, но и занятия спортом. Я с удовольствием играл футбол, волейбол, но серьезно занялся стрельбой и стал кандидатом в мастера спорта. Поездки на соревнования, достижения и победы давали ощущение полноты жизни, которого  порой не хватает нашим сегодняшним юношам и девушкам. 

 – После техникума Вы окончили Одесский технологический институт им. Ломоносова…

–  Сначала была служба в армии. После ее первого года, мне дали отпуск, и я поступил  в институт. Из армии меня отпустили досрочно – на учебу. Диплом инженера получил уже в должности старшего мастера цеха на автосборочном заводе, где работал слесарем. С завода совсем не хотелось уходить, но пригласили преподавать в техникум,  который окончил до вуза.  По сути – родной дом, хоть и называться стал к тому времени  иначе – «Техникум пищепромавтоматики».

– С 1978 года вы возглавили техникум пищевой промышленности. Через год Вас назначили председателем Совета директоров средних специальных учебных заведений региона…

-В области 34 учебных заведения по подготовке младших инженеров, и ни одно из них за эти годы не было закрыто. В некоторых случаях  менялось руководство,  статусы, но  мы продолжали и продолжаем жить единой дружной семьей. И это самое главное. У нас великолепный преподавательский состав. Причем многие из наших молодых кадров – бывшие выпускники  колледжа. 

– Возвращаясь к молодым людям вашего поколения,  какие качества были свойственны вам и чего, возможно не хватает нынешним  молодым ?

– На мой взгляд, это – чувство и ответственности.  И ещё, наверное, стремление делать что-либо в первую очередь не для себя, а для других…  

Рубрика: 
Район: 
Выпуск: 

Схожі статті