Главное – чтоб душа была чистой

Николай Антонович Пасечник родился в старинном селе Шаривка, Ярмолинецкого района, Хмельницкой области 

1 ноября 1946 года. На гербе села изображены колосья пшеницы, обрамленные вышитым рушником, улыбающееся солнышко и Божий храм. В атмосфере бережного отношения к хлебу, добытому нелёгким трудом, радости от света и тепла, неиссякаемой мудрости слова божьего и рос мальчишка в семье  рядовых  колхозников.

Когда окончил 8  классов, стал пасти колхозных овец. Затем выучился на тракториста и управлял «железным конём» до призыва в армию. Служил срочную во внутренних войсках, а затем перешел в милицию. 27 лет носил погоны и уволился в запас в воинском звании майор. Заочно окончил Одесский педагогический институт имени К. Д. Ушинского. В 1975 году стал одним из первых мастеров спорта СССР по борьбе самбо и рукопашному бою. В различных турнирах завоевал более 500 дипломов и грамот, более двухсот медалей и кубков. Подготовил более 42 тысяч спортсменов – самбистов и удостоен звания «Лучший тренер Украины». Провёл свыше 2 тысяч показательных выступлений. Дважды удостоен  звания «Почетный динамовец  Украины». Генерал украинского казачества. Победитель конкурса газеты «Вечерняя Одесса» - «Люди дела». Недавно председатель Ассоциации ветеранов  самбо Украины Юрий Климантов вручил нашему гостю специальный кубок «За спортивное долголетие и мастерство».

- Николай Антонович, чайку, кофе с печеньицем?

- Спасибо, я позавтракал.

- Если не секрет, какой утренний рацион у силача? И вообще, как Вы насчет диеты?

Гость улыбнулся, передернул лихо подкрученными кончиками усов типа «а-ля Поддубный», видимо, не предполагал, что наша беседа начнётся с таких вот вопросов. Подумав, ответил:

- Рацион был из двух яиц всмятку и куска хлеба. А что до диет, то надо кушать то, что нравится. Только не переедать. И поменьше слушать всяких знатоков по этому делу.

- Ваше любимое блюдо?

- Борщ с фасолькой, да каша гречневая со шкварочками. А мясное особо не жалую.

- Откуда ж силища такая? Вы же левой рукой вырвали двухпудовую гирю 76 раз. Девяносто килограммовую штангу одной рукой от груди вытолкнули.

Гость опять улыбается и говорит:

- Это наследственное. По линии отца. Его богатырем в селе звали. На фронте  разведчиком был, за языками ходил. А дядя Степан лошадь с седоком от земли поднимал. При обороне Севастополя девяностокилограммовые снаряды к орудиям на руках сам подносил. Я им как бы подражал. Когда телефон в Шаривке проводили, таскал на себе столбы. Как-то трактор забуксовал в поле, так я самолично растащил бороны из сцепки. Всякое бывало, брат.

- А когда борьбой заболели?

Пасечник просветлел лицом и сказал с оттенком особого уважения:

- Сам Роберт Самвелович Бабаянц благословил. Он увидел меня на посту номер один у Боевого Знамени части, пристально посмотрел и сказал: «Приходи завтра на тренировку. Обязательно». Так и связала меня судьба с легендарным борцом, заслуженным тренером Украины. Он воспитал 12 мастеров спорта международного класса и 150 мастеров спорта.

- В том числе и Вас. Вы тоже завоевали всенародное признание. Приятно было прочитать дарственную надпись сельского головы Сергея Викторовича Фокши на книге о вашем родном селе: «Великому спортсмену, великому патриоту державы, великому учителю… Пусть память о нашем селе, о людях, их делах навсегда остается в наших сердцах и душах». Вы бываете в родных местах?

- А как же. Это святое дело. С волнением трепетным передал в местный музей свои экспонаты.

- Местная газета «Подільскі вісті» писала об этом. Только чемпионская лента с наградами, подаренная музею, весит семь килограммов. А  сколько кубков, грамот отдали. Не просто было расставаться с ними?

- Меня пригласил на встречу мой первый учитель физкультуры Пётр Михайлович Стародуб, почётный гражданин села. И я знал, что добытые потом и дорогие для меня экспонаты будут в надёжных руках, и отдал их с лёгким сердцем.

- Николай Антонович, Вы, я знаю, добрый и незлобивый человек. А представьте, что я, готовясь к Вашему визиту, насыпал битого стекла на пол и первым делом попросил Вас походить по нему босичком. Обиделись бы? Ведь к каждому номеру  выступлений нужна подготовка.

- Походил бы. В том числе из уважения и к вам – давно читаю ваши книги, и к «Одеськім вістям». Они стали моим другом.

- Спасибо на добром слове. А что не приемлет белее всего наш гость?

- Двуличия. Фарисейство большое зло.

- Николай Антонович, мне не раз пришлось наблюдать, как Вы восхищаете публику, делая из двадцатисантиметровых гвоздей сувенирные бантики.  Как сгибаете стальные пластины, арматуру, разрываете одним движением колоду карт, ломаете подкову, ходите по горячим углям, ложитесь спиной на битое стекло и просите кого-то стать  на грудь вам. Всех трюков не перечислить. Восторг  охватывает зрителей, когда десяток дюжих мужиков не могут разорвать ваши руки, сложенные в замок. 

Николай Антонович прерывает меня и говорит:

- Я то что, Виктор Иванович. Феноменом был Александр Иванович Засс. Он на коромысле носил двух львов. И это при росте в один метр  шестьдесят семь сантиметров и весе в 75 килограммов. У него в активе было более трехсот показательных номеров. А это вам не языком шлепать. Я очень рад, что смог делать знаменитый «Мост Самсона», который демонстрировал Засс. Он имел бицепсы в сорок один сантиметр.

- А у Вас ведь – сорок пять, как и у Поддубного.  Это где-то на подходе к талии балерины. Кстати, кто из борцов прошлого для вас – эталон, и  кого из теперешних силачей считаете оригинальным?

- Из прошлого – два знаменитых Ивана: Поддубный и Заикин. А сегодня моя симпатия отдана Васе  Вирастюку.

- Как Вы оцениваете состояние нынешнего массового спорта?

Николай Антонович помрачнел и, сделав паузу, сказал:

-  Спорт превратили в бизнес. За всё надо платить. И, к сожалению, не все одаренные дети имеют средства даже для стартового взноса.

Присутствовавший при нашей откровенной беседе коллега уважаемого гостя Николай Стадник, тяжело вздохнув, сказал:

- Николай Антонович на свои пенсионные покупает атрибуты для представлений, бланки дипломов, кубки, заказывает медали. А только в прошлом году он провел двадцать соревнований среди своих питомцев.

- Каких питомцев?

- Моих, ставших мне дорогими,- оживился Пасечник. – Я же  тренирую ребятишек в спорткомплексе «Динамо» и в спортклубе «Бастион». Приходите на наши занятия.

- Не сомневаюсь, они образцовые. Не зря же Вам доверяли тренировать сборную команду Украины по рукопашному бою и сборную Одесской области.

Гостю пришлось по душе это напоминание, и он сказал:

- К порожней кринице люди не ходят. Они идут к тем, у кого можно чему-то поучиться. А учиться надо всю жизнь.

- Николай Антонович, хотел этот вопрос задать первым, но «вызрел» он  теперь. Почему Вы уволились в запас майором? Из-за чего не сложилась карьера, ведь вы были лучшим и постовым милиционером, и участковым, командиром знаменитой девятой роты быстрого реагирования, образцовым инспектором – методистом  боевой и физической подготовки?

Пасечник сосредоточился, подпушил казацкий ус и тихо, с какой-то отрешенностью сказал:

- Вы же знаете, что во все времена кадры решают все. Когда появлялась вакансия на повышение, кадровик говорил открыто, что не члену партии в командную элиту путь закрыт, красный светофор. А покровителей у меня никогда не было, потому что правду матку в глаза резал всегда и всем. Я всегда помнил, что Христос своих не оставляет и каждому даст то, что заслужил. Главное, чтоб душа была чистой.

- Вы более полувека трудитесь в одной упряжке со спортивным обществом «Динамо». Подготовили целый корпус самбистов. А пришлось ли применять своё мастерство не только на борцовском ковре?

 Николай Антонович улыбнулся, положил на крышку стола свои железные кулачищи и, тихонько побарабанив ими, сказал:

- Вот этими рученьками пришлось защищать и себя, и сотни людей, вправлять мозги горячим головам. И с топором на меня кидались, и с ножом. Как видите, уцелел.

- А оружие применяли?

- Ни разу. Всем своим подопечным всегда говорил: прежде чем пулю пустить, вцепись в кобуру и подумай, а надо ли стрелять?

- Подтвердите примером.

Мой визави поднял ладони и произнес:

- Хоть множество. Однажды, я был тогда участковым, раздался телефонный звонок. Взволнованный голос прокричал в трубку: «На Приморском бульваре труп валяется! Народ собрался!». А это – моя территория: бульвар, Потемкинская лестница, склоны, заросшие деревьями и кустами. Тут частенько всякая шпана собиралась и наводила свои порядки. Я ей покоя не давал. И вот бегу я по бульвару, а из-за платанов выскакивают молодчики и перекрывают путь. Заводила пробасил: «Сейчас узнаешь кто тут хозяин!» и попёр на меня. Их было восемь, всех уложил на асфальт. Затем построил в шеренгу и привел в отделение. 

И дал наказ: «До конца дней своих запомните: зло, излученное тобою, к тебе вернется непременно».

- Николай Антонович, в прошлом году было 52 показательных выступления. В нынешнем уже – 32, в Одесской, Житомирской, Винницкой, Николаевской  и других областях, в Киеве на телепередаче «Круче всех», а на что ещё находите время, чем увлекаетесь?

Николай Антонович оживился и рассказал, что изобрел свой рецепт приготовления казацкой каши для участников соревнований. Начинает варить её в четыре часа утра. А финал такой: пустой котел и удивление родителей – такого аппетита у своих чад они еще не наблюдали. А еще наш гость любит попеть городские романсы, украинские народные песни под собственный аккомпанемент на гармошке. У его мамы был прекрасный голос. Знаток из Киева, услышав её пение, сказал, что надо пробиваться ей на большую сцену. Но так уж сложилось, что непростая жизнь уготовила ей вместо театральных подмостков колхозное поле. И рисовать Николай Антонович любит. Свои учебники проиллюстрировал сам. И по дереву мастерит силач. Ну, а самая большая его увлеченность это – дети, которых он с любовью выводит на тропу взрослой жизни.

- Что Николай Антонович пожелает читателям почитаемой  им газеты?

- С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПОЖЕЛАЮ КАЖДОМУ: ЖИВИ, ТРУДИСЬ И НЕ ТУЖИ, НИКОГО НЕ ОБИЖАЙ, НИКОМУ НЕ ДОСАЖДАЙ. Если все будем жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе выйдет скверно. Ну и всем здоровья желаю, без него не бывает счастья.

- Вы довольны своей жизнью и собой?

-  В общем, да, ведь дважды возвращался к ней после автокатастроф и восстановился.

- Живите, дорогой наш гость, еще долго - долго на радость добрым  людям.

 

Рубрика: 
Район: 
Выпуск: 

Схожі статті